Газовые баллоны: описание и фото

Газомотор | BRC › Блог › Прямоугольный газовый баллон для автомобилей. Интересная разработка.

Каждый кто хочет установить себе ГБО, всегда начинает думать о потери полезного объема, у кого то это багажник, у многих кузов. А есть часть автолюбителей которые не теряют практически ни чего.
Поэтому американская компания PPI пошла на разработку нового типа баллона для сжиженного нефтяного газа.
А именно плоского, прямоугольного. Который мог бы довольно хорошо заполнять багажный отсек, при этом максимально полезно использовать объем.
Сам прямоугольный баллон это несколько маленьких цилиндрических баллонов сваренных вместе.

Размеры баллонов идут под заказ. Основные размеры можно посмотреть на следующей картинке:

Не большую часть преимуществ я удалил, т.к. не смог перевести.
Интересную информацию я выложил у себя на яндекс.диске, по ссылке yadi.sk/d/JtMiNTAIfCeAx раздел газобаллонное оборудование, прямоугольный баллон. Также на яндекс.диске в открытом доступе можно найти много полезной литературы, список постоянно пополняется.

И больше, чем уверен в комментариях будут вопросы по стоимости емкости.
С заводом-изготовителем в США я связался. Познакомился с интересными людьми.
Интересовала стоимость емкости на территории США. А она идет от 12 000 рублей. Без учета стоимости доставки, стоимости пошлин, растоможки и т.д.
Второй момент это разница в стандартах. Мы живущие на материке старого света используем свои стандарты, в большинстве случаев Европы, у нас идут мультиклапаны, т.е в одном устройстве собраны все разработки по безопасности. У Америки свои стандарты.

Как видно на картинке, большая горловина с множеством отверстий. Каждое отверстие имеет свое назначение рассчитано под свой клапан: сброс лишнего давления, датчик уровня и т.д. и т.п.

В итоге из-за новых проблем с кризисом, санкциями и т.д. прямоугольные баллоны были отложены в ящик. Так и остались в Америке. Хотя и был не малый спрос. Много кто интересуется и по сей день. Особенно тюнеры, охотники, рыбаки, путешественники.
Если будет спрос думаю, наладить отношения с америкосами, и договориться о первых поставках баллонов в РФ.

Правильный подбор оборудования, аккуратность и правильность монтажа — успех к исправной и долгой работы не только газовой системы, но самого автомобиля.

По вопросам приобретения газобаллонного оборудования все желающие могут обращаться в наш интернет магазин Газомотор

Отправка товара возможна, как со склада в г. Благовещенск, так и с центрального в г. Ставрополь.
Стоимость доставки при этом одинаковая и не зависит от расстояния.
Наши менеджеры всегда готовы дать консультацию при выборе оборудования.

Метки: установка гбо Благовещенск, установка гбо Амурская область, газобаллонное оборудование, ГБО, купить ГБО, интернет магазин ГБО, сервисный центр Газомотор, установка гбо в Благовещенске, установка гбо, газобаллонное оборудование Благовещенск, газобаллонное оборудование амурская область, гбо Благовещенск, гбо амурская область, сервисный центр Газомотор, установка гбо, установка газобаллонного оборудования, газовое оборудование, газовое оборудование амурская область, газовое оборудование Благовещенск, ГБО Poletron, установка Poletron, ГБО BRC, установка BRC.

Виды газовых баллонов: полная классификация + разбор маркировки

Газовые баллоны широко востребованы как в промышленности, так и в медицине, авиационной, космической отраслях, в быту, как автономный источник энергии. Их можно применить как для обогрева, так и для освещения, приготовления пищи.

Чтобы исключить всяческие неприятности, связанные с эксплуатацией, нужно правильно подобрать тип оборудования. Давайте вместе попробуем разобраться в видах газовых баллонов, особенностях их конструкции и подключения.

Устройство газового баллона

Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу.

В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.

Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера.

Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму.

Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.

Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.

Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.

Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию.

Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.

Виды газовых баллонов

Газовые сосуды классифицируют по многим критериям: материалу корпуса, объему, назначению, названию наполнителя, способу подключения. Для изготовления корпуса применяют как металл, так и композитные материалы. Те и другие имеют свои плюсы и недостатки. Следует ознакомиться с ними для правильного выбора.

Классификация по материалу корпуса

Для изготовления корпуса металлического баллона применяют легированную или малоуглеродистую сталь. Вместимость металлических сосудов — от 5 до 50 л. Баллоны, емкостью менее 50 л разрешается устанавливать внутри дома, а 50 л — только снаружи.

Последним необходима защита от прямых лучей солнца. Для этого их помещают в запирающийся металлический шкаф с нанесенной на него маркировкой, соответствующей виду газа. Пустой металлический баллон весит от 4 до 22 кг.

Сосуд заполняют газом максимум на 85%. В зависимости от объема в баллон заправляют от 2 до 22 кг газа. Это газовое оборудование является взрыво и пожароопасным. Ему противопоказаны температуры свыше 50⁰. При резких скачках температуры и в случае пожара происходит мощный взрыв. Нельзя такой баллон и резко переворачивать, т.к. при это вызывает повышение давления.

Газовый баллон из композита — более новый вариант. Его основное достоинство — полная взрывобезопасность, даже если произойдет утечка газа. В таких емкостях транспортируют и хранят сжиженные газы. При воздействии на них открытого пламени, газ уходит через корпус постепенно и просто сгорает.

Они имеют небольшой вес — на 70% легче металлических аналогов, отличаются стильным дизайном. Благодаря прозрачному корпусу, всегда можно контролировать уровень газа. В противовес металлу, композитный материал не подвержен коррозии, следовательно, более долговечен.

Полимер обладает отличными диэлектрическими свойствами, на 100% исключающими искрообразование. Диапазон рабочих температур находится в пределах -40 – 50⁰. Баллоны рекомендуют эксплуатировать до 30 лет. Каждые 10 лет они должны проходить переаттестацию. Масса баллона — 8 кг максимум.

Композитные газовые баллоны бывают двух видов: изготовленные по технологии раздува и путем намотки стекловолокна на оправку. В первом случае колбу изготавливают из полиэтилентерефталата. Далее, производители покрывают сосуд, изготовленный из нитей со стекловолокна, эпоксидной смолой. Емкость вкладывают в полимерный корпус.

При производстве баллонов второго вида применяют специальную оправку. На нее наматывают стекловолокно, затем заготовку пропитывают смолами. Вначале получают две половинки сосуда. После отверждения их склеивают и помещают в плотный полиэтиленовый кожух.

Из-за наличия клапана избыточного давления и плавкой ставки, композитные баллоны обладают повышенной безопасностью. В случае пожара происходит срабатывание плавкой вставки. Расплавляясь, она постепенно выпускает газ, при полной управляемости процессом. После срабатывания вставки баллон не подлежит дальнейшей эксплуатации.

Разделение по месту монтажа и назначению

Все существующие газовые баллоны в зависимости от того, где они установлены и для чего предназначены, делят на следующие виды:

  1. Бытовые. Их используют для отопления, кухонных плит, котлов.
  2. Автомобильные. Применяют их на автомобилях, у которых двигатель работает на газообразном топливе.
  3. Туристические. Подходят для мобильных приборов, таких как паяльные лампы, горелки, шашлычницы, обогреватели.
  4. Промышленные. В эту категорию входят емкости, в которых хранят газы, Применяют такие баллоны в металлургии, химической промышленности, на фармацевтических предприятиях.
  5. Медицинские. Их наполняют дыхательными смесями и возят в машинах скорой помощи, используют в больничных палатах для интенсивной терапии и там, где готовят кислородные коктейли. Применяют такие баллоны и спасатели, пожарники.

Есть и универсальные баллоны, которые используют во многих отраслях.Для мобильных газовых приборов выпускают одноразовые картриджи, вмещающие 100 – 450 г газа. Визуально они напоминают аэрозольные спреи.

Особенности классификации по наполнителю

Исходя из состава смеси, баллоны называют пропановыми, бутановыми, водородными, азотными, ацетиленовыми, углекислотными, аргоновыми, кислородными, гелиевыми и т.д. Для каждого из составов свой температурный режим.

Для стандартных условий разница между ними небольшая. Когда же баллон необходим для использования в высокогорных районах или в условиях очень низких температур, этот параметр играет определяющую роль.

Изомер бутана — смесь изобутана с пропаном, хорошо подходит для низких температур. Она безопасна для озонового слоя. И пропан, и бутан для человека очень опасны. Если их вдыхать, неизбежны серьезные последствия для организма. Прямой контакт с жидким бутаном приводит к охлаждению тела до -20⁰.

Бутаном заряжают зажигалки, в кондиционерах и холодильных установках его иногда используют в качестве хладагента. Пропан необходим при производстве растворителей. Для работы с металлом, связанной с его сваркой и резкой, требуется ацетилен. Также его используют при получении взрывчатых веществ, кислоты уксусной, каучука, всевозможных пластмасс, для ракетных двигателей.

Азот использует электронная промышленность, химическая, нефтегазовая, фармацевтика, металлургия. Водород необходим пищевой промышленности, химической. Его используют и в качестве топлива для ракет, при сварке.

Колеса велосипедов, огнетушители накачивают оксидом углерода или углекислым газом. В пищевой промышленности с его применением производят газированные напитки. В виде сухого льда оксид углерода применяют, как хладагент.

В металлургической, металлообрабатывающей промышленности, в процессах, где недопустимо взаимодействие расплавленного потока с кислородом, используют аргон. Применяют его и в медицине для наркоза, с его помощью очищают воздух. Баллоны с гелием необходимы не только для заполнения воздушных шаров, но и для резки, сварки, плавки металла.

Этот газ входит в состав дыхательных смесей, используемых в дайвинге, он может являться хладагентом в научных опытах. Аммиак — сильный растворитель. Так как он очень ядовитый, баллоны с ним нужно транспортировать и хранить очень осторожно. То же самое касается и емкостей с хлором.

Емкости с кислородом можно встретить возле сварочных аппаратов, там, где производят взрывчатые вещества, кислоты, готовят кислородные коктейли. Сжатый воздух, транспортируемый в баллонах, чаще всего применяют в работе пневмоустройств.

Сжиженный природный газ метан применяют как снотворное в медицине, для производства удобрений, в виде топлива. Для человека этот газ безопасен.

Виды баллонов по способу подключения

Разные модели газовых баллонов подключают к приборам посредством четырех стандартов соединений. Самым популярным является резьбовой стандарт, соответствующий всем требованиям безопасности. Изделия имеют резьбу 7/16″. К таким баллонам шланг или горелку крепят путем накручивания.

Следующий стандарт баллона — цанговый. Такой тип подключения называют еще нажимным или зажимным. Баллон с таким типом соединения считается самым дешевым. Здесь роль зажима при подключении выполняет деталь цилиндрической формы. Цанговый баллон можно подключить к оборудованию с резьбой, но для этого понадобится переходник.

Читайте также:  Как создать огород на балконе — 4 варианта почвы

Прокалываемый тип баллонов во всем мире самый распространенный. Эти одноразовые баллоны имеют тот недостаток, что отсоединить емкость невозможно до тех пор, пока весь газ не будет использован. Последние модели прокалываемых баллонов с системой SGS этого недостатка лишены.

Здесь есть возможность блокировать утечку газа при отсоединении от горелки и отключить не полностью опустошенную емкость. Применяют их для паяльных, осветительных ламп, портативных плит.

Клапанное подключение — это тот вид, который используют в основном в Европе. Соединение простое и надежное с высокой степенью защиты от утечек.

Расшифровка маркировки баллонов

Правильно прочитав маркировку, можно получить полную информацию о газовом баллоне. Если это пропановый баллон, то его паспорт — в районе вентиля, на металлическом кружке.

В паспорте баллона с пропаном указано: рабочее давление в МПа, испытательное давление в тех же единицах, объем емкости по факту в л, заводской №, дата изготовления в виде «MM.ГГ.АА», где первые символы обозначают месяц, вторые — год, третьи — год предстоящей аттестации.

Далее следует вес пустого баллона в кг, масса заполненного баллона. Последней строкой идут буквенные обозначения «R-АА». «R» — клеймо участка переаттестации или завода. Сочетание символов «АА» раскрывает информацию о годе, до которого эта аттестация будет действительной.

Маркировка кислородного баллона имеет свой порядок и состоит из четырех строк. В первой есть данные о производителе, а также номер емкости. Во второй — дата выпуска и рекомендуемая дата проверки. В третьей — гидравлическое и рабочее давление. В четвертой — объем газа и масса баллона без вентиля и колпака.

Покупая баллон, следует обратить внимание, как на него нанесена информация. На корпусе ее не наносят краской, а выбивают, а затем покрывают специальным бесцветным лаком с целью защиты от коррозии. Часто последняя строка содержит клеймо предприятия-изготовителя.

Особенности окраски газовых баллонов

Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом окрашивают по-разному. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и окрас полосы, надписи.

В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми видами газов, а также цвет надписей и полосы.

ГазОкрас баллонаНадписьПолоса
АммиакЖелтыйЧерныйКоричневый
АзотЧерныйЖелтыйКоричневый
Аргон технический и чистыйЧерный, серый соответственноСиний/ЗеленыйСиний/Зеленый
АцетиленБелыйКрасныйЗеленый
БутиленКрасныйЖелтыйЧерный
БутанКрасныйБелыйЧерный
ВодородТемно-зеленыйКрасныйЧерный
Воздух сжатыйЧерныйБелыйЧерный
ГелийКоричневыйБелыйЧерный
КислородГолубойЧерныйЧерный
СероводородБелыйКрасныйКрасный
УглекислотаЧерныйЖелтыйЖелтый

Закись азота закачивают в серый баллон с черной надписью и такой же полосой. Защитного цвета баллон с фосгеном имеет желтую надпись и желтую полосу, а такого же цвета баллон, но с черной надписью и зеленой полосой содержит хлор. Алюминиевая окраска баллона, черная надпись на нем и две полосы желтого цвета указывают на то, что он наполнен фреоном-22.

Для сернистого ангидрида предназначен баллон черного цвета с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключают в фиолетовый баллон с красной надписью и полосой зеленого цвета. Для остальных горючих газов предназначены красные сосуды с белой надписью, зеленой полосой. Негорючие газы обозначены желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.

Виды неисправностей баллонов и их устранение

Все существующие у газовых баллонов неисправности делят на два вида: подлежащие устранению и не подлежащие.

К первому виду относят:

  • некорректную работу вентиля баллона и манометра;
  • повреждение башмака или его смещение;
  • повреждение резьбового соединения;
  • утечка газа;
  • во многих местах облупившаяся окраска корпуса.

Второй вид неисправностей — значительно поврежденная поверхность корпуса в виде вмятин, трещин, вздутия, отсутствие маркировки. В этом случае баллон отбраковывают. Решение о возможности или невозможности ремонта принимает специалист с соответствующей квалификацией.

При ремонте газовых баллонов часто производят простую замену дефектных элементов. Иногда требуется внутренняя промывка емкости и проверка на наличие коррозии изнутри. Периодическая проверка включает все эти работы, а по ее окончании выдают сертификат.

В домашних условиях этого делать не следует. Все, что можно сделать самому, — покрасить корпус баллона. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не закрасить надписи и не повредить маркировку. Все остальные неисправности может устранить только специализированная мастерская или завод-изготовитель.

Популярные производители газовых баллонов

Среди многих производителей баллонов следует выделить российскую марку «Sledopyt». Здесь предлагают два вида газовых баллонов с резьбовым и цанговым подключением — для всесезонной смеси и зимней. Американская фирма Jetboil поставляет на рынок картриджи, наполняемые пропаном и изобутаном, которые можно использовать зимой.

Французская компания Campingaz выпускает всевозможные приборы, укомплектованные газовыми баллонами. Тип соединения у них цанговый, клапанный или прокольный. Primus — выпускает газовые картриджи нескольких видов. Подключение во всех резьбовое.

Композитные сосуды хорошего качества поставляет чешская марка Research. В комплектацию входят специальные вентили, предохраняющие емкость от перенаполнения. Все эти баллоны взрывобезопасны.

Выводы и полезное видео по теме

Видео о правильном использовании и освидетельствовании газовых баллонов. Советы от специалиста:

О композитных баллонах со сжиженным газом:

Газовый баллон — вещь в хозяйстве полезная. Чтобы его эксплуатация не привела к нежелательным последствиям, нужно как следует изучить вопрос. А главное, придерживаться элементарных правил безопасности.

После прочтения материала появились вопросы? Вы можете задать их в расположенном ниже блоке. Там же можно поделиться опытом использования газовых баллонов, рассказать какое оборудование используете вы.

Газовые баллоны: описание и фото

Многие владельцы автомобилей даже не догадываются, что в качестве альтернативного топлива для автомобиля можно использовать не только сжиженный углеводородный газ – пропан-бутан, но и экологически чистый, природный газ метан .

К сожалению, при атмосферном давлении, плотность метана в тысячу раз ниже плотности бензина, поэтому при использовании на транспортных средствах он храниться в специальных газовых баллонах в сжатом виде, под давлением 200-250 атмосфер.

Если раньше метан в качестве топлива можно было увидеть только на больших автобусах и грузовиках, то сейчас, благодаря развитию современных технологий газового оборудования, установка для работы на метане возможна даже на автомобилях премиум-класса.

Кроме того метан, как моторное топливо, расходуется двигателем внутреннего сгорания экономичнее бензина, в отличии от пропан-бутана. Например, если расхода пропанобутановой смеси превышает расход бензина на 10-20%, то расхода метана как правило, ниже расхода бензина на 5- 10% . Это обусловлено физико-химическими свойствами природного газа, особо стойким строением его молекул и, главное, его октановым числом, которое, достигая 120, заметно превосходит показатели самых высокооктановых углеводородов.

Стоит отметить тот факт, что стоимость 1 м 3 метана (в г. Москве- ) гораздо ниже стоимости 1л. пропан-бутана(в г. Москве- ).Особенно экономия заметна на коммерческом транспорте и автомобилях с большим объемом двигателя.

Однако, стоимость газового оборудования для метана выше стоимости оборудования для пропан-бутана, что обусловлено установкой одного или нескольких более дорогих специальных баллонов для метана.

Для заправки автомобиля метаном используются специальные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС).

К сожалению, сеть заправочных станций для метана не так развита, как сеть для заправок пропан-бутаном, но согласно действующим проектам Газпрома, в ближайшие несколько лет, количество АГНКС для метана, должно значительно увеличиться.

В газовом оборудовании для пропан-бутана и метана используются разные по виду, заправочные устройства, это сделано специально, чтобы владельцы автомобилей не путались.

Винтиль заправочный для метана EMERВыносное заправочное устройство Tomasetto пропан-бутан

Самой большой и главной составляющей газового оборудования для метана являются газовые баллоны, они делятся на 4 типа:

Тип IМеталлические газовые баллоны для автомобилей, имеют цилиндрическую форму, горловину под вентиль с одной стороны и закругленное донышко с другой стороны. Баллоны такого типа, отливаются в специальных формах, не имеют сварочных швов, что придает им большую прочность и плотность. В процессе изготовления, все баллоны, подвергаются строгому контролю, они должны отвечать всем требованиям нормативной и технической документации на все 100%. Кроме того каждый баллон проходит ультразвуковую проверку на предмет скрытых дефектов, а также проверятся избыточным давлением 30 МПа (300 кг/см2).
Тип IIМеталлопластиковые баллоны 2 типа представляют собой герметичный лейнер изготовленный из легированной конструкционной стали прочностью 120кгс/мм2. и вязкостью 100кгс/мм2, основная часть которого покрыта прочной армирующей оболочкой.
Применяемая сталь сохраняет свои механические характеристики при эксплуатации баллонов в условиях низких температур окружающего воздуха.
В металлопластиковом баллоне типа III отличительной особенностью является алюминиевый лейнер, в отличии от типа II. Алюминиевый лейнер усилен специальной оплеткой из карбоволокна, разрывное усилие которой составляет не менее 140 кгс/мм2, нить оплетка пропитывается связующим составом на основе эпоксидной смолы.
Наружные и внутренние поверхности баллона надежно защищены специальным покрытием стойким к коррозии в течение расчетного срока эксплуатации баллона.
Тип IVПо типу конструкции газовые баллоны типа IV схожи с типом III, единственной особенностью является , что материал лейнера используется полимерный, с армирующей оболочкой из композитного материала или углеродного волокна.
Основным плюсом баллонов типа IV является маленький вес баллона, по сравнению с баллонами других типов, но баллоны типа IV пока остаются довольно редким явлением в силу высокой стоимости и небольшой разницы коэффициентов совершенства (отношения объема сосуда к собственной массе) относительно 3-го типа.

Технические характеристики газовых баллонов типа II,III:

  • Рабочее давление металлопластиковых баллонов – 19,6 Мпа(200 кг/см2);
  • Максимально допустимое давление при заправке – 25 Мпа, при температуре окружающего воздуха до +55 градусов Цельсия;
  • Расчетная температура эксплуатации – от -40 до +45 градусов Цельсия;
  • Средний срок службы – 15 лет (не менее 15 тыс. заправок);
  • Периодичность испытаний – один раз в пять лет;
  • Давление на разрушение не менее 51Мпа, при том, что осколки не образуются.

Каждый баллон испытывается избыточным давлением 30Мпа (на прочность) и 20Мпа на герметичность. Кроме того один баллон из партии дополнительно испытывается избыточным давлением 51 МПа (на разрушение) и циклическую устойчивость – не менее 15 тыс. циклов.

Композитные газовые баллоны: характеристики, особенности, эксплуатация

Десятилетиями для хранения и использования сжиженного газа использовались только металлические емкости, так как альтернативы просто не существовало. Сравнительно недавно такая альтернатива все же появилась – современные композитные газовые баллоны успешно применяются не только за рубежом, но и в нашей стране. Однако повсеместного распространения эти емкости еще не получили, так как многие просто не знают, что можно больше не тратить силы на тяжелый, громоздкий металл, заменив куда более удобным, облегченным композитом. При участии специалиста норвежской компании Hexagon Ragasco и Президента Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз», рассмотрим, в чем преимущества композитных газовых баллонов. А также разберемся с самыми популярными мифами, которыми они успели «обрасти».

Содержание:

  • Что собой представляют полимерно-композитные газовые баллоны
  • Где применяют композитные баллоны
  • Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении
  • Мифы и реальность

Что такое полимерно-композитные газовые баллоны

Композитные баллоны состоят из двух частей:

  • внутренняя – частично прозрачная полимерная емкость (колба);

  • внешняя – решетчатый защитный кожух из HDPE (высокоплотный полиэтилен), изготавливаемый по технологии литья под избыточным давлением.

Регулирующая арматура (вентили, защитные клапана) интегрируется в готовую полимерную емкость перед установкой ее в кожух.

Ввиду сырьевой базы и особенностей технологии производства, композитные газовые баллоны обладают рядом привлекательных для пользователей свойств.

  • Безопасность – в отличие от металлического, композитный баллон при критических условиях не усугубит ситуацию.

Основной плюс композитных баллонов получается во взрывобезопасности. Стальные тоже можно относительно обезопасить защитным клапаном. Расплавление корпуса у композитных – дополнительная степень защиты…

Поясним: при высоких температурах в случае возгорания, баллон не взрывается, поражая осколками, а постепенно оплавляется, что позволяет стравить газ через клапан сброса и предотвратить «хлопок».

  • Легкость – самый большой баллон на 33,5 литра, весит всего 6,3 кг, не говоря о маленьком, на 12,5 литра (3,4 кг). И хотя небольшая масса преимущественно важна для женщин и старшего поколения, мужчинам это свойство композита тоже может быть полезно.
  • Визуальный контроль – уровень газа в баллоне видно невооруженным глазом, благодаря частичной прозрачности колбы, что достаточно удобно.

Для приготовления пищи на даче пользуюсь композитными баллонами объемом 33 л уже два года. Баллоны легкие, можно контролировать визуально остаток газа, редуктор подключается без разводного ключа (затягивается руками). До этого было несколько стальных баллонов по 50 л. Пришлось купить композитные баллоны, несмотря на цену – заболела спина; да и жена не могла поднять заправленный стальной баллон на 50 л. Разница же в объеме не критична, композита на 33 л хватает на 2-3 месяца, стального баллона 50 л хватало на 3-4 месяца.

  • Отсутствие коррозии – ей просто неоткуда взяться, так как ни внутри баллона, ни снаружи нет металлических элементов.
  • Долговечность – срок переаттестации баллона составляет десять лет, а срок службы, при правильной эксплуатации производители называют до ста лет, хотя пользователи и сомневаются.

Композитные баллоны не ржавеют, но зато «усталостные» нагрузки для них более критичны, не начнет со временем просто сифонить?

Материалы, используемые для производства композитных баллонов, идентичны тем, что используются при изготовлении воздушных судов из стекловолокна, подводных или подземных трубопроводов. Они применяются на различных производствах уже на протяжении 50 лет и известны своей устойчивостью к внешнему воздействию, загрязнению и коррозии. Тщательное тестирование не выявило какого-либо значительного износа материалов вследствие воздействия УФ-излучения, контакта с газами (в том числе пропано-бутановой смесью) или с другими веществами в результате испытаний. За 20-летнию историю производства и эксплуатации композитных газовых баллонов не выявлены случаи усталости композитного материала, что исключает возникновение утечек газа по этой причине. В первую очередь, на баллоне могут появиться потертости внешнего кожуха, при этом колба практически всегда остается целой и невредимой. Что отличает композитный газовый баллон от традиционного металлического, у которого степень повреждений самой колбы значительно выше в процессе эксплуатации.

К вопросу о надежности композитных баллонов. Сегодня днем заправлял два своих баллона по 33,5 литра. Первый залился нормально, а во втором, как только начали заправлять, из дна засвистел газ. Глазами не видно, но слышно было отчетливо, баллон 14-го года.

Колба композитного баллона состоит из внутреннего цельного лейнера и обмотки нитями стекловолокна. Ввиду особенностей композитного материала, в обмотке остаются небольшие поры и незаметные для глаза микро-полости. При наполнении баллона газом лейнер расширяется и выдавливает воздух из этих полостей, поэтому иногда слышен характерный свистящий звук, особенно когда баллон влажный. Это абсолютно нормальная ситуация, которая не является индикатором наличия утечки или какого-либо механического повреждения баллона.

Сфера применения

Технические и эксплуатационные характеристики полимерно-композитных газовых баллонов обеспечивают им большой потенциал и практически неограниченную сферу применения. Это автономный источник одного из наиболее востребованных энергоносителей в самых различных ситуациях.

Приготовление пищи – как на сезонной даче или в капитальном загородном доме (кухонные газовые плиты), так и на пикнике или в путешествии (газовые грили и барбекю, мобильные плитки).

В отопительных системах – разнообразные домашние газовые обогреватели, банные печи, уличные обогреватели (поездки на природу).

В строительстве и отделке – сварочные аппараты, тепловые пушки.

В автономных системах энергоснабжения – генераторы.

Удобство применения компактных и презентабельных композитных баллонов, практически во всех условиях – неоспоримо.

Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении

Приверженцы привычных металлических баллонов одним из доводов против композитных, называют ограничения, связанные с запретом на их использование в помещениях.

Любителям красивых композитных баллонов рекомендую сходить в Горгаз на инструктаж по ТБ. Они запрещены для установки в помещениях. Там покажут, расскажут, фото взорванных баллонов и домов покажут. В композитах клапан стоит, который при превышении давления газ стравливает.

Что характерно – в помещениях в принципе запрещено использовать газовые баллоны объемом свыше пяти литров, независимо от того, из чего они сделаны.

В соответствии с федеральными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации, касательно использования, эксплуатации и заправки бытовых газовых баллонов, не существует разделения на металлические и композитные баллоны. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» п. п. 91-94 установка в жилых помещениях газовых баллонов, за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, запрещена. Баллоны должны быть расположены вне зданий, в пристройках из негорючих материалов, у глухого простенка стены, на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Что касается клапана сброса избыточного давления, который есть на композитных баллонах, то его основное назначение – обезопасить пользователя, поэтому появляется все больше и больше компаний, которые самостоятельно устанавливают данный вентиль с клапаном сброса избыточного давления и на металлические баллоны.

На практике же повсеместно и металл, и композит устанавливают и в кухнях и в котельных, несмотря на существующие нормативы. Однако при равных вводных, в случае чрезвычайной ситуации, как ни крути, а от композита вреда будет куда меньше.

Но лучше, конечно, не создавать для таких ситуаций условий и придерживаться существующих противопожарных правил. «Техника безопасности написана кровью» практически в любой сфере нашей жизнедеятельности.

Мифы и реальность

Как и любая относительно новая технология или продукт, полимерно-композитные газовые баллоны быстро «обросли» различными слухами с негативной окраской. В большой степени это связано как с непониманием технологии производства, так и с нашими реалиями. Чаще всего можно столкнуться с несколькими суждениями.

Такие баллоны практически невозможно заправить – действительно, несколько лет назад, когда они только появились, подобные проблемы возникали. Сегодня же не имеет значения, металлический бытовой баллон или композитный – на газонаполнительной станции заправляют любые. Но именно на специализированной станции, а не на первой попавшейся заправке для автомобилей.

У них маленький рабочий диапазон, на солнце могут расплавиться, а на морозе, треснуть – абсолютно неверно. Диапазон рабочих температур у композитных баллонов такой же, как и у всех остальных, и составляет от +60 до -40⁰С. По большей части рабочая температура связана со свойствами газа (точки кипения и перехода в другие фазы), а не материала, из которого изготовлен баллон.

Баллоны пластиковые, одноразовый китайский ширпотреб, если сломается кожух или вентиль – только выкидывать.

Все наши баллоны производятся только в Норвегии на единственном в мире на 100% автоматизированном производстве. Каждый баллон тестируется по 35 пунктам при прохождении контроля качества. Баллоны выдерживают свыше 80 тысяч заправок и при правильной эксплуатации могут прослужить 100 лет. В случае поломки вентиль или кожух меняют в специализированной газовой компании.

Основным сдерживающим фактором, препятствующим повсеместному распространению композитных баллонов, является более высокая стоимость. Но понятие рентабельности индивидуально.

У каждого своя экономическая рентабельность. Я 50-ти литровый баллон не использую по одной простой причине – постоянная угроза радикулита, спину вынужден беречь. Хотя мне это могло бы сэкономить одну поездку на заправку в год из двух. Потому использую баллон 27 литров, хотя и он тяжеловат для больной спины (25 кг). А композитный, всего 15 кг, что уже допустимо. Разница же в цене 3000 рублей. Итого: если взять лет 15 использования, за то, чтобы тягать баллон на 10 кг меньше, мне надо заплатить 3000/15=200 рублей/год. Я согласился бы на такие условия. Вполне разумная цена. Поверьте, лечение радикулитов стоит гораздо дороже. Ну, а более эстетичный вид – бесплатный бонус.

Вывод

В технологическом плане композитные газовые баллоны не уступают металлическим, а в чем-то их даже превосходят, не говоря о том, что и выглядят значительно презентабельнее. Стоит ли переплачивать за удобство и безопасность – каждый определяет исходя из собственных резонов. Но в любом случае, это жизнеспособный и перспективный продукт.

В предыдущих материалах можно прочитать о резервном отоплении дома газовым конвектором, а также об организации автономной отопительной системы на базе газовых баллонов. С этими целями также можно использовать не металлические, а композитные емкости. В видео – как сделать дизайнерский светильник своими руками с минимальными вложениями.


Газовые баллоны для сварки: разновидности и назначение. В какие цвета красят и как маркируют?

Для хранения, транспортировки и эксплуатации газовых смесей используют специальные ёмкости из стали.

Что собой представляют газовые баллоны для сварки

Важно, что баллоны испытывают постоянное высокое давление, поэтому изготавливают их из специальных особо прочных сплавов. Устройство:

  • вентиль с резьбой – позволяет осуществлять подачу газа ко шлангам;
  • корпус – во всех баллонах он полый, но в ацетиленовом заполнен пористой массой;
  • башмак – приваренное к основанию замкнутое кольцо для установки ёмкости в вертикальное положение.

Баллоны окрашиваются в разные цвета в зависимости от назначения. В верхней части есть участок без краски, на котором выбит номер баллона и дата проверки.

Какие газы используют для сварки

  • Цвет: красный.
  • Минус: горючий газ.
  • Плюс: универсальный газ, средняя стоимость.
  • Цвет: белый.
  • Минус: горючий газ, требуется соблюдать осторожность.
  • Плюс: обеспечивает максимальную температуру нагрева – до 3200 градусов.
  • Цвет: синий.
  • Минус: нельзя транспортировать вместе с горюче-смазочными материалами.
  • Плюс: низкая цена.
  • Цвет: чёрный с белой маркировкой.
  • Минус: во время сварки требуется подогрев газа.
  • Плюс: невысокая стоимость.
  • Цвет: серый.
  • Минус:высокая стоимость.
  • Плюс: отличное качество сварки.
  • Цвет: чёрный с жёлтой маркировкой.
  • Минус: узкая область применения на производстве.
  • Плюс: низкая стоимость.
  • Цвет: коричневый.
  • Минус: высокая стоимость газа.
  • Плюс: максимально высокое качество при сварке.

Важно: кислород негорючий газ, но при контакте с горюче-смазочными материалами происходит химическая реакция, увеличение объёма и взрыв баллона.

Есть три типа технических смесей, которые используют на производстве:

  • горючие – пропан-бутан, ацетилен. При транспортировке следует проявлять особенную осторожность;
  • нейтральные – кислород, углекислый газ, азот;
  • инертные – аргон, гелий.

Правила хранения и транспортировки

По правилам Ростехнадзора и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №390 от 2012 года установлен порядок обращения с ёмкостями, предназначенными для хранения технических газов под давлением. Особенности хранения и установки на рабочем месте:

Общие правила работы с баллонами:

  1. Работать с газовыми баллонами необходимо в чистых перчатках или рукавицах.
  2. Направлять струю при продувке шлангов следует всегда от себя и не в сторону людей.
  3. Кроме защитного пластикового колпака, на вентиль газового баллона ставят заглушку. Она затягивается усилиями баллонного ключа до упора.
  4. Открытие и закрытие маховика баллонного вентиля всегда делают усилиями специального ключа.
  5. По лестницам газовые баллоны необходимо переносить на носилках.
  6. При транспортировке не допускаются резкие толчки, удары.
  7. Работы с одним баллоном (переноска, подключение) осуществляются максимум двумя работниками.
  8. С газовым оборудованием обязательно работать искробезопасным (бронзовым) инструментом.

Для перевозки при помощи автотранспорта понадобится оформление разрешения. Баллоны располагают либо лёжа поперёк кузова, либо стоя в контейнере.

Объем газового баллона

Сложно найти производство или домашнее хозяйство, где не применяют различные газы. На производственных площадках, газы применяют для резки и сварки металлов. В данной статье мы рассмотрим одну из характеристик газового баллона — объем.

В быту его применяют для приготовления еды и отопления жилья.

Для хранения и перевозки газов используют емкости, которые изготовлены из металла или композита.

Устройство газового баллона

Емкость для хранения и перевозки технического газа – это цилиндр определенной формы и объема, у которого в верхней части выполнено отверстие для установки вентиля.

В комплект поставки газовых емкостей входят:

  • вентиль;
  • сборный корпус, состоящий из обечайки, верхнего и нижнего дна. Для изготовления сосудов используют высококачественные стали или композитные материалы ;
  • башмак – опора, предназначенная для того, чтобы емкость можно было установить в вертикальном положении;
  • защитный колпак – элемент конструкции баллона, обеспечивающий защиту вентиля от повреждений при перевозке и эксплуатации.

Устройство газового баллона

Иногда в комплект поставки может входить редуктор. Так, называют устройство, регулирующее давление.

Газ из баллона выходит через вентиль. Это устройство состоит из корпуса, выполненного из металла, задвижки, управляющего штурвала. Корпус выполняют в виде тройника. Одна часть предназначена для установки его в емкость. Другая для закрепления штока регулирующего клапана и боковая для установки заглушки.

Задвижка включает в свой состав шток и клапан. Именно клапан управляет движением газа через вентиль. Шток служит для передачи крутящего момента от управляющего штурвала на клапан.

Внутренне содержание газового баллона

По сути, баллон напоминает обыкновенную зажигалку. Внутри емкости находится газ в двух агрегатных состояниях. В нижней части объема находиться жидкость, в верхней части газ.

Для того, чтобы знать какой газ в баллонах их окрашивают в разные цвета и наносят наименование технического газа. Например, баллоны с кислородом окрашивают в голубой цвет и наносят надпись «КИСЛОРОД».

Окрашивают в разные цвета и наносят наименование технического газа

Металлические и композитные газовые баллоны

На территории нашей страны действуют несколько ГОСТ регламентирующих технические условия к газовым емкостям. В частности, ГОСТ 949-73 регламентирует нормативы к стальным сосудам объемом от 0.4 до 50 литров и работающих с давлением от 9.8 до 19.6 МПа.

Металлические баллоны по праву считают оптимальным решением задачи хранения и перевозки технических газов. Для производства баллонов используют малоуглеродистые или легированные стальные сплавы. Баллоны выпускают с объемом от 5 до 50 литров и весом от 4 до 22 кг. Емкости с объемом в 50 литров необходимо устанавливать на улице в специально изготовленном для этого металлическом ящике. Емкости с меньшим объемом допустимо устанавливать в помещении, например, в гараже или ремонтной мастерской.

Кроме баллонов, изготовленных из стали для хранения и перевозки газа применяют изделия, выполненные из композита.

Они обладают следующими достоинствами:

  1. Малый вес, разница между баллонами одного объема может достигать 70%.
  2. Повышенная стойкость к ударным нагрузкам. Взрывобезопасность, даже под действием открытого огня.
  3. Конструкция композитного баллона выполнена таким образом, что практически утечка газа невозможна.
  4. Полимерные материалы, использованные при изготовлении баллона, исключают возникновение коррозии и образовании искр.
  5. Композитные сосуды обладают интересным внешним видом.

Для изготовления баллонов этого типа применяют стеклоткань и эпоксидные смолы.

Следует отметить, что с течением времени сосуд может изменить свой цвет, но это не влияет на его эксплуатационные свойства.

Для обеспечения безопасной эксплуатации полимерных сосудов приняты следующие меры:

  1. Установка клапана сброса излишнего давления.
  2. Установка плавящейся вставки.

При росте температуры газ начинает увеличиваться в объеме и в результате образуются его излишки. Они и создают лишнее давление на сосуд. Для устранения избытка давления предназначен предохранительный клапан. Он открывается по достижении определенного уровня давления.

Под действием повышенной температуры, точно так же происходит рост давления внутри сосуда, в этом случае срабатывает плавкая вставка. Вставка расплавится и образует отверстие, через которое выходят излишки газа. Но, после срабатывания плавкой вставки, емкость подлежит утилизации.

Емкости разного объема, выполненные из композитных материалов, рассчитаны для работы при температуре от – 40 до +60 градусов.

Конструкция, объем и маркировка газовых сосудов

Конструкция, объем и маркировка газовых сосудов регламентирована ГОСТ 15860-84 (стальные баллоны), ГОСТ Р 55559-2013 (композитные сосуды).

Технические характеристики

Технические параметры сосуда для хранения и перевозки определенных объемов газа указывают в техническом паспорте. В частности, в нем должны быть отражают нижеприведенные данные:

Технические характеристики газовых баллонов

  • Серийный номер, присвоенный сосуду на заводе-изготовителе;
  • Фактический объем в литрах;
  • Фактическая масса пустого сосуда в килограммах;
  • Рабочее и тестовое давление в атмосферах;
  • Дата выпуска и очередного переосвидетельствования;
  • Шифр — клеймопредприятия-производителя или аттестованной лаборатории, где была выполнена переаттестация.

Масса и размер баллонов различной ёмкости

Один из самых широко применяемых газов – это, наверное, пропан. Его используют и в промышленности, и в быту. Для доставки этого газа используют и стальные, и композитные сосуды. Промышленность выпускает стальные сосуды объемом 5, 12, 27, 50 литров. Ёмкости с пропаном окрашивают в красный цвет, на боковой поверхности выполняют надпись «ПРОПАН», при этом высота букв должна быть не меньше 60 мм.

Вес металлического баллона с минимальным объемом в 5 литров составляет 4 кг.

Масса и размер баллонов различной ёмкости

Сосуды имеют следующие габариты от 200 до 299 мм, при высоте от 290 до 930 мм.

Объем газового баллона из композитных материалов, предназначенного для пропана, составляет от 0.5 до 150 литров с рабочим давлением 2 МПа. В тоже же время баллоны, применяемые для автомобильного ГБО, работают под давлением до 30 МПа. Объем такого газового баллона составляет от 47 до 180 литров. Диаметр таких баллонов составляет от 326 до 398 мм, длина составляет от 840 до 2000 мм. Габариты баллонов зависят от объема сосуда.

Количество газа в бытовом баллоне 50 , 27, 12 , 5 литров

Существуют определенные соотношения между объемом баллона и его весом. Так, в баллоне на 50 литров может храниться 21,2 кг, а в пятилитровом сосуде находится 2 кг газа.

Количество газа в бытовом баллоне 50 , 27, 12 , 5 литров

Правила безопасной эксплуатации газовых баллонов

При эксплуатации емкостей со сжатым газом необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

Перемещение газового баллона

В частности, нельзя допускать:

  1. Утечек газа через стыки и резьбовые соединения и образования взрывоопасной смеси с воздухом.
  2. Теплового воздействия на емкости, которое может привести к росту объема газа и давления внутри баллона.
  3. Механических воздействий ударного типа, которые могут повредить стенки емкости.

Правила безопасности требуют, чтобы перевозка емкостей проводилась с установленными на них защитными колпаками.

Сосуды с газом могут перевозиться с места на место в горизонтальном или вертикальном положении. Но при этом необходимо обеспечить защиту от самопроизвольного перемещения емкостей внутри кузова.

Недопустимо бросать емкости с газом ударять их о твердые предметы.

Правила безопасной эксплуатации газовых баллонов

Газовую емкость в жилом помещении хранить недопустимо. В идеале сосуд с газом должен храниться в отдельно стоящем железном ящике.

Хранение газовых баллонов на производстве

Здания для хранения емкостей с техническим газом на производственной площадке должны быть не выше одного этажа и при этом не иметь чердака. Такие сооружения должны быть выполнены из негорючих материалов. Окна и двери должны быть оснащены матовыми или равномерно окрашенными в белый цвет стеклами. Это необходимо для рассеивания прямого солнечного цвета.

Горизонтальное хранение газовых баллонов

Помещения, где хранят емкости с газом, должны быть оснащены постоянно действующей вентиляцией. Правила хранения газовых баллонов требуют того, чтобы на складе где осуществляют хранение газов необходимо постоянно проверять качество воздуха, на предмет наличия посторонних примесей. При достижении в воздухе опасной концентрации газов помещение необходимо проверить, а емкости с газом необходимо со склада удалить.

В процессе эксплуатации баллонов недопустимо:

  1. Эксплуатировать баллоны с просроченным сроком испытания, на их поверхности нет установочных клейм, поврежден вентиль или корпус.
  2. Самостоятельное выполнение ремонта или окрашивание баллонов и установленной на них арматуры.
  3. Отогревать редуктора с применением открытого пламени. Эту операцию можно выполнять только с применением горячей воды.
  4. Работать вблизи баллонов в промасленной одежде и пр.

Можно ли по давлению определить остаток сжиженного газа в пропан-бутановом баллоне

К сожалению, нет. Дело в том, что давление в баллоне определяет пар, находящийся над жидкостью, и оно имеет постоянное значение вне зависимости объема последней.

Весовая установка для наполнения газового баллона

Для того, чтобы определить остаток газа в баллоне его необходимо взвесить.

Принцип подключения газового баллона к плите

Правила безопасности, которые необходимо изучить перед подключением газового баллона к плите, изложены в СНиП 42-01-2002. Перед тем как подключать емкость к газовой плите необходимо выполнить несколько подготовительных операций.

Весь процесс подключения должен проходить при тщательном осмотре каждой детали:

  1. Осмотреть все детали, которые участвуют в подключении. На них, особенно на местах резьбовых соединений не должно быть загрязнений и следов коррозии.
  2. Особо внимательно необходимо осмотреть шланг. Вообще, при подключении целесообразно использовать специальной купленный для этого рукав. Кроме того, что он должен быть строго определенной длины, на его поверхности не должно быть трещин и других дефектов. Кроме того, при сборке его недопустимо перекручивать.

Подключение газового баллона к плите производят в следующем порядке:

  1. Установить газовую плиту на заранее определенное место. Емкость, располагают или в другом помещении или на расстоянии до корпуса плиты не менее одного метра.
  2. Емкость должен быть установлен на ровное место, для повышения устойчивости баллона целесообразно установить для него ограждение из реек.
  3. Перед тем как присоединить шланг к плите необходимо приготовить фум-ленту. Намотать ее на резьбу и присоединить шлаг ко входу на плиту.
  4. Перед тем как подсоединить плиту к баллону, на него необходимо установить редуктор. В народе это устройство называют «лягушкой».
  5. Подключение газовой плиты к баллону выполняют с помощью рукава.

Все соединения должны быть выполнены герметичны.

Принцип подключения газового баллона к плите

После того как система собрана, необходимо проверить качество сборки. Самый простой способ – это использование мыльной пены. То есть, на места соединения необходимо нанести мыльную пену и при появлении пузырей необходимо разобрать соединение и собрать его по новой.

Особенности поведения газовых баллонов в очаге пожара

Если емкость с газом попадает в очаг пожара, происходит его нагревание. В результате жидкость, находящаяся в баллоне, закипает и приводит к росту давления. Кроме того, нагрев баллона происходит неравномерно и это ослабляет его прочность. Все это приводит к разрыву корпуса баллона.

Кстати, к особенностям поведения газовых баллонов в очаге возгорания можно отнести следующее — если емкость объем в 50 литров попадет в очаг пожара, то разгерметизация и взрыв произойдет через 3,5 минуты. При этом осколки могут разлетаться на расстояние до 200 метров.

Сроки службы газовых баллонов

В ГОСТ 15860 срок службы газовых баллонов с рабочим давлением 1,6 МПа, определен в 40 лет, при этом он должен проходить через переосвидетельствование.

Маркировка по срокам службы газовых баллонов

Между тем существует понятие – эксплуатационный срок, его ни в коем случае нельзя путать с гарантийным. Как правило, он составляет 20 лет.

Производители устанавливают эксплуатационные сроки на основании Приказа No 485, в нем вынесена рекомендация устанавливать такой срок в 20 лет.

Ссылка на основную публикацию