Мавританская архитектура: описание и фото

Ландшафтный дизайн в мавританском стиле

Осуществить планировку собственного приусадебного участка так, чтобы у гостей захватывало дух от восторга и при этом не обращаться к дорогостоящим услугам профессионалов в области ландшафтного дизайна — задача хоть и сложная, но вполне осуществимая. Для её реализации очень важно чётко определить для себя общий дух, которому должен соответствовать проект, и стараться, по возможности, придерживаться классических канонов заданного направления. О том, какими принципами следует руководствоваться для оформления придомовой территории в неизменно модном мавританском стиле — ниже во всех деталях и подробностях.

История стиля и его классические каноны

Мавритания — современной мусульманское государство в Западной Африке с богатой и непростой историей, которая нашла отражение в традициях, вкусах и отношении к обустройству собственного жилища. Так, на протяжении ста веков до Рождества Христова аборигенов негроидной расы постепенно вытеснили кочевые племена берберов, позже принявших ислам. Начиная с XI столетия новой эры страна была полностью завоёвана арабами, которые постепенно привили берберам и неграм не только язык и религию, но и собственные представления о красоте.

Однако, хотя мавританский стиль является воплощением духа средневекового мусульманского государства и призван воссоздать атмосферу оазиса благодатной прохлады и роскоши посреди изнывающей от жажды пустыни, что вполне соответствует географии Мавритании, история появления этого направления в ландшафтном дизайне связана вовсе не с Африкой, а с Европой.

В VIII–XVI вв. на территории современной Испании существовало арабское государство — Гранадский эмират. Непосредственное соседство двух культур — восточной и западной — вовсе не было мирным, но, тем не менее, они неизбежно оказывали друг на друга непосредственное влияние, удивительным образом сплетаясь и создавая нечто новое, не характерное ни для христиан, ни для мусульман.

Именно в таком «сочетании несочетаемого» была создана Аламбра — знаменитый дворец-крепость, окружённый роскошным парковым ансамблем, который арабы возвели на вершине живописного холма в Южной Испании. Долгое время Аламбра была резиденцией династии правящих в Гранаде эмиров, но в 1492 году её завоевали испанцы — король Фердинанд II Арагонский и его супруга Изабелла I Кастильская.

С воцарением в арабских садах средиземноморских монархов внешний вид архитектурного комплекса был видоизменён и ещё больше адаптирован под европейскую культуру, и прежде всего это выразилось в том, что присущую мусульманским эмирам любовь к роскоши испанские завоеватели использовали для оформления внутренних двориков собственных домов, сохраняя при этом исходную изысканность и утончённость линий.

В итоге таких странных метаморфоз и преобразований родился стиль, названный, впоследствии, мавританским. Именно эта особенность позволяет широко использовать традиции мавританского стиля в ландшафтном дизайне, в том числе, при оформлении частных приусадебных территорий.

Видео: проект испано-мавританского сада

Характерные черты участка, обустроенного в мавританском стиле

Мавританский сад — это островок зелени посреди пустыни. Здесь должно присутствовать всё, о чём может мечтать утомлённый зноем путник, представляя себе рай на земле: благоухание свежей травы и экзотических цветов, журчание живительного ручья, лёгкий прохладный ветерок, — словом, буйство красок, звуков и ароматов. В целом, для соответствия этой идее «рукотворность» не так уж важна, ведь богатая природа в её первозданности сама по себе выглядит восхитительно.

Тем не менее в современной интерпретации мавританский стиль ландшафтного дизайна предполагает соблюдение вполне определённых правил:

  1. Наличие источника воды в центре композиции. Это может быть искусственный водоём, фонтан либо водопад, однако именно вокруг воды должны выстраиваться все остальные элементы. Поскольку ислам исповедуют народы, живущие на территориях жарких стран с преимущественно пустынным климатом, отношение к воде как к чему-то сакральному нашло чёткое отражение во всей системе миропонимания и мышления мусульман. Без воды нет жизни, невозможен без неё и мавританский ландшафт.
  2. Правильные геометрические формы. Мусульмане, как известно, придерживаются строгого харама (запрета) на изображение любых живых существ. Философская причина этого странного, на европейский взгляд, ограничения, состоит в следующем постулате: тот, кто создаёт образ человека или животного, уподобляет себя Творцу, Аллаху, а это — великий грех. Поскольку исполнение подобного требования значительно сужает поле творчества художников, скульпторов и архитекторов, в арабском стиле первостепенное значение придаётся изящности, и, в то же время, чёткости линий.
  3. Соблюдение композиционного принципа «чор-бак», дословно переводящегося как «четыре сада». Он предполагает деление участка на четыре части в форме правильных квадратов (куб и квадрат являются священными символами ислама). Границы этого раздела расходятся от центра по сторонам света (на больших площадях каждая четверть, в свою очередь, должна делиться таким же образом). Этот принцип олицетворяет четыре реки Эдема — Тигр, Евфрат, Джейхун и Фисон. В центре каждого квадрата, согласно классическим канонам, снова должен располагаться источник воды. Разделительными линиями могут выступать вымощенные камнями аллеи или дорожки, живые изгороди, а ещё лучше — каналы (ручьи).
  4. Внутренний дворик. Это пространство может находиться в любой части участка, но при этом важно, чтобы территория была закрыта от посторонних глаз постройками либо растительностью. В соответствии с мусульманской традицией, здесь, в полном уединении и вдали от суеты и посторонних глаз, хозяин может по-настоящему ощутить гармонию с природой, предаться размышлениям о вечном, обратиться к Богу.
  5. Многочисленная и разнообразная зелень. Очень важно, чтобы она была высажена хаотично и выглядела нарочито запущенно. Контраст строгих линий в построении схемы участка и полной свободы в подходе к его растительному оформлению — одна из основополагающих черт мавританского стиля. Кусты и деревья не должны подвергаться стрижке, а травы и цветы подбираться так, чтобы их цветовая гамма была как можно богаче и причудливее.

Мавританская архитектура в Испании

Мавры позаимствовали технологию построек у других племен, но то что осталось очень впечатляет и завораживает

Мавры в архитектурном искусстве великими новаторами не были. Многие конструктивные элементы они позаимствовали у других народов, но при этом они смогли создать массу великолепных примеров внутреннего устройства в Испании именно в период своего правления. Ведь мало, кому интересен внешний вид дома, если внутри самый настоящий рай.

Период правления мавров принято разделять на три основных периода по названию городов, которые были в центре определенного времени:

Именно в этот период происходило и развитие исламской культуры в стране.

Основы мавританского стиля в Испании сформировались во время Кордовского периода правления. Новые правители из династии Омейядов требовали, чтобы возведенные здания украшались геометрическими орнаментами, так как исламским законом было запрещено использовать изображения людей и животных.

Орнамент выкладывался с использованием облицовочной плитки-оцулей (azulejo — синий) Наиболее ярко именно такой стиль прослеживается при оформлении соборной мечети в Кордове. Построили ее в 785 году, а через 150 лет расширили, включив в ее ансамбль восьмиугольный михраб, который был очень красиво украшен.

Фото: Дворец Альгамбра в Гранаде

В 7 веке после распада Кордовского халифата, к правлению приходит династия Альмохадов, которая вдохнула в архитектуру и мавританский стиль новую жизнь. Альмохады при строительстве зданий использовали традиционные для исламской культуры украшения – орнаменты, кирпичи, изразцы, аркады, но получалось у них более изысканно.

В декоре появилось огромное количество блестящих элементов, что смотрелось более ярко и изысканно. Ярким примером искусства этого периода считается сохранившаяся башня, которая возвышается над городом в Севилье. Сооружение искусство оформлено орнаментом из светлого кирпича.

В 8-10 веке мавры были оттеснены в Гранаду, где их зодчие превзошли сами себя. Последним всплеском мавританской мысли и зодчества стал дворец Альгамбра, который был построен в период правления династии Насридов. Именно в этом здании максимально гармонично сочетаются элегантность и изысканность.

Фото: Внутренняя территория Альгамбры

Дворец расположен на горе с видом на Гранаду, на фоне гор Сьерра-Невада. Зрелище потрясающее снаружи, но не менее великолепное внутри. Но самое удивительное, что все создано и самых простых и привычных материалов – строительного гипса, кирпича, дерева.

Слияние двух стилей: мудехарского и мосарабского

В Андалусии архитектура выполнена в чистом мавританском стиле, а вот при продвижении на юг страны уже встречаются здания, при строительстве которых многие элементы задействованы их других направлений. На фоне этого слияния возникли два новых направления в строительстве.

Читайте также:  Как правильно сделать крышу дома двухскатную

Архитектура мосарабского стиля

Этот новый стиль был создан христианами, в котором объединились и вестготские, и исламские направления. Сегодня сохранилось не слишком много примеров зодчества, которые создавались христианами во времена правления мавров. Представить особенности таких зданий помогают лишь редкие церкви, которые сохранились в глубинках, например, в Сории. Лучше всего сохранился монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада около Леона, который построен в 913 году.

Особенности мудехарского стиля

Зодчие-мудехары пошли совсем другим путем. На христианских землях в целях продвижения ислама, они создавали здания такого плана, что больше ни в одном стиле не возможно найти подобных. В качестве декоративных элементов использовались следующие приемы:

  • Ацулеи;
  • Изящная резьба, смешанная с романтическими, готическими компонентами;
  • Решетчатые переплеты.

В новом стиле также просматриваются определенные элементы зодчества иудеев, что также жили рядом с маврами и христианами на определенном промежутке времени. Основной чертой мудехарского стиля является использование при строительстве, как основного материала, кирпича. Эти зодчие слыли первоклассными каменщиками. Встретить результаты их работы можно на всей территории Испании. Вот несколько наиболее ярких примеров:

  • В Сугуне есть церковь, что относится к 12 веку, выполненная их кирпича;
  • В Арагоне и Теруэле есть огромное количество церквей из кирпичной кладки и с высокими башнями;
  • Королевский дворец Алькасар в Севилье (1364 г.).

Архитектура и Проектирование | Справочник

Вы здесь

Мавританский стиль

Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин.

Мавританский стиль – (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в.

В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.

Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского) связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в. , после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг. , сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Он был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформлять курительные и кофейные комнаты в «восточном вкусе», ванные оформлялись под мавританские серали.

По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце в Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в «мавританском стиле». Она не сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название «Альгамбра». Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Деко 1920-х гг. , иногда именовали «стилем сарацинов» (от лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии). Другое название – «стиль мореск» (от франц. moresque – мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в «мавританском стиле».

Альгамбра – (от араб. «аль-хамра» – «красный»), дворцовый комплекс в южной Испании, построен в середине 13 – конце 14 вв. правителями Гранадского эмирата из династии Насридов в Гранаде, на скалистом уступе над долиной р.Дарро – самый знаменитый образец для подражания в мавританском стиле.

В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. В Доме Мурузи жили Бродский, Гиппиус и Мережковский. Мода на «стиль морески» сохранялась и в период Модерна 1890-1910-х гг.

Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве. Особняк на Воздвиженке, известный как Дом Дружбы, был сооружен для эксцентричного Арсения Морозова, двоюродного племянника Саввы Морозова.

Это здание называли в Москве «испанским домом» и «испанским замком». И даже в некоторых путеводителях по нашей столице – причем даже недавнего времени – о нем говорилось, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV – XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности. Во время одного из своих путешествий Арсений Абрамович Морозов посетил старинный мавританский город Синтру, в котором находится дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году и принадлежавший баварскому принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II. Дворец поразил его удивительным сочетанием разных стилей — звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. Очарованный Арсений тут же заказал перестройку своего особняка на Воздвиженке по образу и подобию португальского дворца архитектору Виктору Александровичу Мазырину.

Лучшего исполнителя своего замысла он не мог найти. Архитектор разрабатывает композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Богато декорированный фасад украшен двумя причудливыми башенками, между которыми разместился портик. Декор оконных проемов и ограждения кровли были близкой аналогией португальского дворца. Морские раковины, цветы, витые пояски, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика. Строительство дома началось в 1898 году и было завершено через 2 года. Арсений Морозов стал обладателем самого причудливого особняка в Москве. Аристократическая Москва скептически морщилась. У графа Льва Николаевича Толстого в романе «Воскресение» Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышлял о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку». Не менее резко высказалась мать Арсения — Варвара Алексеевна Морозова, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, построенный его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно что будет». Его слова оказались пророческими. Более века особняк на Воздвиженке поражает своей необычностью, словно сказочный замок из книжки. Арсений Абрамович Морозов умер в 1908 году в возрасте 35 лет. Поспорив с друзьями на очередной вечеринке, что сможет вытерпеть любую боль, он вышел в кабинет и прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но вскоре началось заражение крови, и Морозова не стало. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека.

Мавританская архитектура

Wikipedia open wikipedia design.

Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.

В начале VIII столетия арабы образовали в Испании халифат, который в XIII в. сократился до крошечного Гранадского эмирата и пал в 1492 г. Непосредственное соседство с христианским Западом, непрекращающиеся столкновения между маврами и христианами, физические особенности Пиренейского полуострова, плодородность его почвы, благодатность климата и другие условия, позволившие испанским маврам жить жизнью, разительно отличающейся от жизни их соплеменников в других странах, коренным образом изменили их характер из сурового и воинственного в мягкий, культурный, рыцарский, и способствовали высокому развитию их искусства [1] .

В мавританской архитектуре следует различать три периода: образцом первого может служить Большая мечеть в Кордове (ныне католический собор); образцами второго или переходного периода являются башня Хиральда и Алькасар в Севилье, а о третьем периоде — периоде высшего совершенства мавританского стиля — дают наглядное представление гранадские дворцы Альгамбра и Хенералифе [1] . Мавританский стиль ярко проявился впоследствии в архитектуре синагог Европы.

Читайте также:  Флюгер на крыше – эстетическое удовольствие и оберег частного дома

Испанские мавры находились в тесной связи со своими соплеменниками на северном берегу Африки, где они до сего времени населяют Тунис, Алжир и Марокко. Связь эта должна была, сверх всего прочего, выразиться в сходстве архитектуры у тех и других. Действительно, в дошедших до нас памятниках старинного африканско-арабского зодчества мы видим те же общие формы, те же арки и колонны, ту же орнаментацию, что и в испано-мавританских постройках, но разработанные с меньшей последовательностью и полнотой. Это заставляет относить их ко времени, более раннему, чем последний период исламского искусства в Испании, преимущественно к XII веку, когда отношения между испанскими и африканскими арабами были особенно близки. Таким образом, например минареты при главной мечети Марокко имеют большое сходство с Хиральдой, и можно верить преданию, называющему строителем их того же Гебра, которым сооружена эта последняя [1] .

Содержание

Мескита [ править | править код ]

Первый кордовский халиф, Абдуррахман, задумав соорудить в своей столице мечеть, которая может соперничать со знаменитыми святилищами Палестины и Сирии, заложил её в 786 г. по плану, схожему с планом главной дамасской мечети, но приказал сделать её более обширной и роскошной. Изо всех подвластных ему земель были свезены в Кордову античные колонны с их капителями; много таких же колонн прислал в подарок византийский император; но так как количество готовых колонн все-таки оказалось недостаточным, то по образцу древних были исполнены новые. Мечеть была достроена после смерти Абдуррахмана. Через сотню лет она стала тесна для большого количества прихожан. По этой причине с конца Х до половины XII века постоянно делались пристройки к ней [1] .

Кордовская мечеть представляет в плане громадный четырёхугольный двор, с трех сторон обнесенный рядом аркад на колоннах. Другая, большая часть сооружения разделена колоннами на одиннадцать нефов, к которым впоследствии прибавлено сбоку ещё восемь. Каждый неф имел свой выход на двор. Нефы были покрыты деревянным потолком, который теперь заменили своды. В глубине среднего из 11-ти нефов, более широкого, чем остальные, находится михраб — восьмигранная ниша с полукуполом в виде раковины, вырубленным из цельного камня. Неподалеку от михраба, в одном из соседних к нему нефов, устроено особое отделение, огороженное пилястрами и крытое куполом; это пространство, первоначальное назначение которого неизвестно, называется ныне Villa viciosa. В нём, а также на стенах поблизости к михрабу, главным образом сосредоточена роскошная лепная орнаментация [1] .

В мечети насчитывается 850 колонн. Так как столь обширное здание требовало и значительной вышины, а колонны были слишком коротки, то пришлось прибегнуть к надставке четырёхугольных столбов над капителями колонн и к особому расположению арок, которым, с той же целью достижения большей высоты, вообще придана повышенная подковообразная форма, получившая с той поры широкое распространение в мавританской архитектуре. Упомянутое расположение состоит в том, что выше арок, соединяющих капитель с капителью, помещены ещё вторые арки, перекинутые с вершины одной надколонной надставки на другую. Кроме того, в некоторых местах, например близ михраба и в Villa viciosa, между нижней аркой, образующей несколько полукруглых фестонов и верхней, просто подковообразной аркой, сложена в пролёте полуарка, которая, вместе с такой же полуаркой соседнего пролёта, составляет полную, также полилобную арку, как бы проходящую сквозь надколонный столб. Благодаря такому сплетению арок, внутренность мечети получила вид какого-то сказочного окаменелого леса, в котором, вместо древесных стволов, стоят мраморные, гранитные и порфировые колонны, а в вершине этих стволов изгибаются и переплетаются между собой огромные ветви, полосатые от белого и красного камня, из которого они сложены. Оригинальность и живописность этой архитектуры усиливаются лепными украшениями, яркими красками и позолотой, обильно покрывающими собой стены, потолочные балки и фризы под ними [1] .

Что касается внешнего вида кордовской мечети, то она производит впечатление прочности и серьёзности. Редкие окна в стенах, лишенных всякой разделки, обставлены по обеим сторонам колонками, загорожены мраморными плитами с ажурным узором и имеют вверху вид подковы, окаймленной рельефным орнаментом. Такая же форма дана и входным воротам. Каждому поперечному нефу соответствует выступ, служащий для стены контрфорсом. Эти выступы сообщают мечети сходство с крепостью, тем более, что стены увенчаны рядом зубцов [1] .

Хиральда [ править | править код ]

Постройки в Севилье относятся к более позднему времени. В 1172 г. была сооружена в этом городе большая мечеть, останки которой доныне сохранились в северной и западной частях местного собора. В них уже заметна некоторая перемена стиля, о которой, однако, гораздо лучшее понятие дает принадлежавший к мечети минарет, превратившийся в соборную колокольню и известный под названием Хиральды (Гиральды). В противоположность большинству минаретов, обыкновенно многогранных или цилиндрических, тонких и стройных, Хиральда имеет форму массивного прямоугольного параллелепипеда. Строителем этой башни, как гласит предание, был знаменитый арабский зодчий Гебр, или Гебер. Башня сложена из кирпича и белого камня и представляет внизу, до некоторой высоты, совершенно голые стены, а выше — рельефную орнаментацию, имеющую вид узорчатых панно, обрамленных гладкими полосами. Мотив узора напоминает переплетающиеся полилобные арки, какие мы видели в кордовской мечети, причем изображены внизу узора даже колонки, поддерживающие эту сеть арок. Такой мотив орнаментистики — очень характерный в двух последних периодах мавританского искусства. На каждой стороне Хиральды, в середине, расположены друг над другом двулопастные окна, обделанные в каждом этаже на особый лад, с подковообразным, стрельчатым или полилобным верхом и украшенные балкончиками. Внутри, вместо лестницы, устроен ряд наклонных плоскостей, по которым два рядом идущих всадника на лошадях могут добраться до верхней площадки башни [1] .

Алькасар [ править | править код ]

Третье любопытное мавританское здание Севильи — укрепленный дворец Алькасар, построенный в XII и получивший пристройки в XIII веке. После того, как Севилья перешла во власть испанцев, он стал дворцом кастильских королей и с тех пор неоднократно подвергался переделкам, до такой степени изменившим его внутренность, что она уже утратила определённость стиля. При всем том, общее расположение и отдельные части Алькасара сохранили восточный характер. Дворец состоит из нескольких открытых дворов, вокруг которых группируются галереи и залы, со стенами, украшенными вверху лепным орнаментом, близким по рисунку к орнаментации Хиральды, а внизу обложены цветными изразцами, представляющими геометрический узор [1] .

Альгамбра [ править | править код ]

Самый блестящий и, вместе с тем, самый характерный памятник своего искусства, достигшего до высшего пункта развития, оставили нам арабы в Гренаде, последнем оплоте их владычества в Испании. Это — дворец цитадели Альгамбры, составляющий доныне главную достопримечательность названного города. За исключением «Ворот суда» и других, ведущих в цитадель, в ней уже нигде не встречается арок в виде подковы: все вообще арки — полуциркульные, с приподнятым центром, с архивольтом, убранным сталактитами, и с софитом, изрезанным маленькими полукружиями, как бы мелкой гофрировкой. Арки или поднимаются прямо с карниза над капителью колонны, отступая от него небольшим каблучком, или опираются на кронштейны повыше капителей. Есть арки, которые нельзя назвать арками в строгом смысле слова; оба их конца поднимаются отвесно над абакой капители, а затем ломаются вовнутрь и сходятся вверху прямолинейно, в виде фронтона. Другие арки ещё менее похожи на настоящие: они образуют, например в павильонах Львиного двора и в зале принцесс, то восходящую, то снова опускающуюся линию, разбитую на части сталактитами. Колонны, поддерживающие арки, чрезвычайно тонки, стройны и снабжены капителями прелестной формы и не совсем удачными базами, а иногда обходятся и вовсе без баз [1] .

Стены внутри дворцовых зал и галерей облицованы снизу, по локоть или плечо человека, цветными изразцами или кафельной мозаикой более или менее затейливого геометрического узора. Над подобной панелью простирается вверх лепной рельефный орнамент очень сложного и запутанного рисунка, теперь полинявший, но некогда игравший позолотой и яркими цветами. Эта раскраска разнообразила его до такой степени, что, несмотря на сходство лепного узора в некоторых помещениях, каждое из них имело свой характер единственно вследствие различного сочетания на его стенах золота и трех главных красок, белой, красной и голубой. Мотивы орнаментации, покрывающей не только стены, но и пространства между арками и капители колонн, составляют двухконечные листья на тонких стеблях, стручки, распуколки цветов, плоды ананаса — все это перепутанное одно с другим, закручивающееся и смешивающееся с комбинациями геометрических линий. Кроме того, составной частью орнамента служат куфические надписи, тянущиеся в виде фризов или заключенные в медальонах. Причудливая роскошь архитектурного убранства дворца довершается (например во дворе львов) ажурной заделкой пространств между пролетами арок и сталактитами, обильно одевающими потолочные своды (например в зале Абенсеррагов и зале Посланников). Такие же арки, колонны и стенную отделку, как в Альгамбре, мы находим в другом мавританском дворце Гренады, Хенералифе, архитектура которого, однако, значительно проще и умереннее [1] .

Читайте также:  Бумажные жалюзи из обоев своими руками

Архитектура в стиле мудехар

Архитектурный стиль Мудехар сформировался в XII веке на территории иберийского полуострова, в ходе Реконкисты и до XVI века бытовал на землях первых королевств – Леона, Кастилии, Арагона и Португалии. Название стиля происходит от наименования этнической группы мусульман, принявших подданство новых правителей (от исп. mudéjar) и привнесших в каноны средневековых христианских стилей – романского и готического – конструктивные и декоративные элементы и материалы традиционной мавританской архитектуры Иберии. Стиль получил самое широкое распространение и использовался при возведении самых крупных, наиважнейших религиозных и гражданских строений: храмов, королевских дворцовых комплексов (или алькасаров) и стратегических военных укреплений – городских стен, фортов, замков.

Основные элементы

В основу архитектурного стиля легли элементы четырех больших мавританских стилей, характерных для эпохи Омейядского халифата, Тайфы, времен правления династий Альмохадов и Насридов. Это подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) и многодольная арки и их вариации с многократными делениями и переплетениями (так называемые «разбитые» арки), арка «мукарнас» с сотовидным сводом, прямоугольный наличник «альфис» для обрамления одной или нескольких арок (араб. alḥíz, alḥáyyiz), аркады «себка» с ажурными сетчатыми экранами и секцией в виде ромба, зубчатые парапеты башен и валовых стен «мерлон».

Декор и внутреннее убранство

Постройки возводились преимущественно из кирпича и украшались резьбой, мавританскими орнаментами, рельефным фасадным «кружевом», выложенным дробленой плинфой, майоликой с металлическим блеском – «азулежу» (azulejos). Для интерьеров стиля Мудехар характерны сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, кессонные потолки с отделкой маркетри, арабская резная лепнина, настенные и напольные панно из глазурованной керамической плитки и гигантские металлические люстры с иерархической эскападой секций, изготавливавшиеся в Малаге, Валенсии, Севилье или Гранаде.

Архитектурные памятники стиля Мудехар разбросаны по всему Пиренейскому полуострову – от Португалии и Андалусии до Кастилии и Арагона. Его лучшие образцы, такие, к примеру, как Севильский королевский алькасар, находятся под охраной ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Святой Марии в Теруэле

Церковь Сантьяго дель Аррабаль в Толедо

Королевский алькасар Альфонса XI в Кордобе

Башня и фрагмент стены кафедрального собора Святого Сальвадора в Сарагосе

Башня Эль Сальвадор в Теруэле (Испания) и фрагмент кессонного потолка с позолотой из тронного зала дворца Альхаферия в Сарагосе

Колоннада патио в королевском дворце Альхаферия в Сарагосе

Фрагмент фасадного декора Мескиты, соборной мечети в Кордобе

Дом Арагонского Папы Бенедикта XIII в Дароке

Потолки с отделкой маркетри, монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо

Дом-музей искусств и народных традиций в Севилье, выстроенный в 1927 году и стилизованный под Мудехар

Мавританский стиль. Архитектура и дизайн интерьера

Дворец Альгамбра. Испания

На вершине горы-отрога Сьерра – Невады над испанским городом Гранадой словно парит в голубоватой дымке крепость – дворец Альгамбра, своим названием обязанная красноватому цвету стен (аль-хамара по-арабски красная). Построенное в XII XIV веках мусульманскими властителями Испании, снаружи это сооружение кажется беспорядочным скоплением башен и зубчатых стен на крутых склонах, покрытых кое-где растительностью. Главная часть ансамбля дворец. В его центре под углом друг к другу два внутренних дворика Миртовый и Львиный. Вокруг них, по традиции восточной архитектуры и дизайна интерьера группируются залы для приемов, жилые комнаты, служебные помещения. Центр Львиного дворика украшает фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов (повторяющих скульптуры из дворца царя Соломона), извергающих струи воды, столь драгоценной в жарких странах. В Альгамбре она бьет фонтанами в бассейнах и стекает по открытым канавкам во дворы. Они окружены со всех сторон галереями с узкими арочками, поддерживаемыми парными или одинарными мраморными колоннами. Сами колонны, их резные капители, тончайший орнамент арок и стен парадных помещений создают ощущение изящества и изысканности.

Вот как описывал внутреннее убранство и дизайн интерьера дворца выдающийся американский писатель первой половины XIX века В. Ирвинг: “Неопытному глазу легкие рельефы и причудливые арабески, украшающие стены Альгамбры, кажутся вырезанными. Поражает их неистощимое разнообразие и гармоническое единообразие, особенно своды и купола, то ли сотовидные, то ли разрисованные изморозью сталактиты и висячие орнаменты, ошеломляющие наблюдателя затейливостью узора. Все это лепнина: алебастровые плиты, искусно пригнанные в узоры”.

Дворец Альгамбра. Испания. Внутренний двор.

Формы зодчества, орнаментика XI – XV веков в странах Северной Африки и на юге Испании сформировали особый мавританский стиль в архитектуре.

(мавританский – от слова мавр лат. mauri, греч. mau-ros темный).

Так, в средние века в Западной Европе называли мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки, говорящее на местных диалектах арабского языка. Наибольшего великолепия и художественной выразительности архитектура Востока достигла во дворцах и мечетях. Колонная мечеть ее первое крупное самостоятельное создание. Всемирную известность получили мечети в Самарре (Сирия), Каире (Египет) и в Кордове (Испания). Последняя – выдающееся произведение мирового зодчества. Ограниченное снаружи высокими стенами здание раскрывается зрителю лишь в интерьере. Пространство насыщено несколькими сотнями колонн, поддерживающими двухъярусные аркады, на которые опирается деревянный балочный потолок. Интерьер напоминает лес, в котором обнаженные снизу стволы разрастаются кверху переплетающимися ветвями арок. Границы мечети как бы растворяются, теряясь за бесконечным геометрическим рядом колонн.

Каковы были средства художественной выразительности мавританского стиля архитектуры?

Здесь не знали ордера в его греческом понимании. Колонна была лишь вертикальной опорой, иногда внешне сходной с греческой, но отличной по своей сути. Она использовалась как пространственный знак для восприятия формы здания зрителем. Изящен и неповторим интерьер с арками и аркадами (рядами арок, опирающихся на колонны). В различных регионах мусульманского мира отдают предпочтение тому или иному типу. Подковообразная – в Сирии и Египте, стрельчатая – в Иране, трехлопастная – в Испании, Марокко и Алжире, переплетенная – в Испании. Для достижения большей высоты помещения при незначительном размере колонн широко применяли двухъярусные аркады. Стремление к легкости заставляло создавать переплетенные, ажурные арки. Поверхности стен и потолков обшивали досками с использованием алебастра, который позволял выполнять украшения, не требовавшие значительных расходов, но дающие исключительный эффект. Разнообразные формы получили купола: параболические, конические (XII – XIII века), стрельчатые (XIV век), луковичные (XVI век).

Украшение зданий в мавританском стиле было отражением традиций мусульманской культуры и религии.

Ислам не только не знает человекоподобного изображения божества, но запрещает даже графический показ фигуры и лица. Поэтому, здесь практически нет скульптуры, а живопись сводится к орнаменту. Он, как правило, имеет геометрический рисунок, лишь некоторые детали заимствованы из растительного мира. Арабский орнамент (арабески) напоминает своеобразный ковер с повторяющимся узором. Архитектура и арабских стран, соединив строительный опыт Востока и Запада, внесла свой вклад в развитие мирового зодчества, обогатив ее самобытными памятниками.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
“Мавританский стиль” Г.Искржицкого, М. 1988 г.

Ссылка на основную публикацию