Опалубка под ступеньки для лестницы крыльца

Опалубка для крыльца своими руками

Почему многие владельцы частных домов выбирают для сооружения крыльца бетонный раствор. Все дело в прочности и долговечности бетонных конструкций и изделий. К тому же бетонное крыльцо можно отделать на свое усмотрение, используя достаточно большой список облицовочных материалов. Многим может показаться, что этот строительный процесс сложен. Конечно, не без этого, но сами мастера уверяют, что самое сложное в нем – это сборка опалубки. Что же в ней сложного?

Начнем с того, что определимся, что такое опалубка. Итак, это сборный короб, который собирается из досок или фанеры, металлических листов или плит ОСБ, так же могут быть использованы и другие плитные и листовые материалы. Ее основное назначение – придать форму, габариты заливаемой бетонной конструкции и точно расположить ее на местности. В состав опалубки входят так называемые формообразующие элементы, крепежные изделия и конструкции, которые поддерживают основную часть системы. Есть два вида опалубки: съемная и несъемная. Второй вид собирается навечно до демонтажа самой бетонной конструкции. По сути, она становится неотъемлемой частью бетона.

Так как разговор зашел о крыльце дома, то, значит, дело будет касаться съемного вида. Как его собрать своими руками? Здесь надо будет рассмотреть два варианта: из досок и из фанеры, которые могут быть бывшими в употреблении, то есть, материал остался после возведения самого частного дома.

Опалубка из досок

Для того чтобы сделать опалубку для крыльца из бетона, необходимы доски толщиною 20-30 мм. Чем шире доски, тем лучше. Но для формирования ступенек, высота которых варьируется в диапазоне 14-16 см, лучше применить доски шириною 150 мм.

В первую очередь необходимо подготовить площадку под крыльцо. Обычно по габаритным размерам выкапывается котлован глубиною 30-40 см, который бетонируется. Именно на эта плоскость и будет устанавливаться сама опалубка. Как правильно ее сделать?

Оптимальный вариант – собрать формообразующую часть прямо на земле, учитывая точные размеры самого крыльца. По сути, это боковинки, которые будут располагаться с торцов будущего бетонного сооружения. Здесь основное дело – сделать ступенчатую конструкцию. Поэтому часть досок надо будет подрезать под размеры ступенек, а точнее, их выступов. Поэтому замеряется выступ крыльца (это его ширина), в которую входит ширина первой (нижней) ступени. Этот размер переносится на доску, она по нему подрезается обычной пилой.

Все остальные доски подрезаются под размеры ширины части крыльца до краев второй, третей и так далее ступенек. Теперь все доски укладываются на ровную поверхность и скрепляются между собой досками, уложенными поперек сложенной боковины. Крепить можно саморезами или гвоздями.

То есть, шляпки саморезов или гвоздей должны остаться внутри полого короба. То же самое касается и крепежных досок, которые после установки опалубки будут располагаться вертикально. Цель такого монтажа – демонтаж боковинок, чтобы торчащие элементы не застряли в бетоне и не повредили его.

Таким образом готовятся две боковые части, которые должны быть установлены по месту. Теперь их надо закрепить.

  • Во-первых, их скрепляют между собой досками шириною 150 мм, которые укладываются по месту формирования ступенек. По сути, эти элементы будут образовывать поверхность подступени. Количество вертикально установленных досок (на ребро, на попа) равно количеству ступеней.
  • Во-вторых, чтобы заливаемый бетон под давлением своей массы не раздвинул боковины в стороны, необходимо по всей их длине забить в землю опоры. Для этого могут быть использованы куски металлической арматуры, трубы или уголки. Чем шире крыльцо, тем больше опор придется вбить в землю.
  • В-третьих, для того чтобы уложенные и закрепленные вертикально доски не выгнул бетонный раствор, посередине их установки необходимо уложить и прикрепить доску во всю ширину всех ступенек. Крепить можно саморезами или гвоздями наискосок или использовать металлический крепежный уголок. Если крыльцо имеет большую длину, то крепежных досок надо будет не одна. Распределить их придется равномерно через каждые 1,5 м по всей длине конструкции.
  • В-четвертых, не стоит забывать и о верхней площадке крыльца. Здесь также придется равномерно расположить горизонтальные элементы, соединяющие две боковины. У краев установка производится обязательно.

Опалубка готова, остается лишь обработать ее внутренние поверхности раствором, который не позволит прилипнуть доскам к бетонной поверхности. Если раствора нет под рукой, можно использовать отработанное техническое масло, можно набить рубероид или полиэтиленовую пленку. Кстати, два последних варианта лучше, если для сооружения опалубки используются доски, бывшие в употреблении. Просто между ними обязательно останутся щели, через которые бетон будет вытекать. А этого допустить нельзя.

Опалубка ступенчатого крыльца

Посмотрите на фото, где показано крыльцо со ступеньками с трех сторон. Для того чтобы залить такую конструкцию, можно использовать упрощенный тип опалубки. Для этого используются все те же доски, которые сбиваются в короб, формируя первую ступень. Ставятся доски на попа и соединяются между собой саморезами или гвоздями, лучше дополнительно установить металлические уголки.

Этот короб устанавливается по месту, забиваются распорки в землю, сдерживающие давление бетона. Производится заливка раствора до верхних краев опалубки (не забываем провести армирование). После того как смесь подсохнет, можно устанавливать верхний короб, который будет формировать второй ряд ступенек. Он меньше первого на ширину проступи. Крепят второй ярус к первому укосинами (это доски или рейки, соединяющие короба по наклонной плоскости). заливается бетон. Третий и последующие ярусы, если они присутствуют в конструкции крыльца заливаются точно так же. Верхняя площадка – это залитый бетоном верхний ярус.

В принципе, по этой технологии сборки опалубки для крыльца из бетона можно соорудить и первую конструкцию. То есть, собирать ярусы постепенно, но заливку делать всей конструкции одновременно. Не забываем скреплять ярусы между собой вертикальными крепежными элементами (досками или рейками).

Опалубка из фанеры

Этот вариант сборки опалубки, можно сказать, и более простой, но есть в нем и свои сложности, если говорим о процессе – сделать своими руками. Очень важно правильно из фанерного листа сделать боковину, чтобы она точно повторяла форму самого крыльца. Здесь важно сохранить размеры ступенек и их прямоугольную форму в разрезе. Поэтому запланированную конструкцию с размерами переносим на фанерный лист. После чего полученных шаблон вырезаем пилой или лобзиком.

Необходимо отметить, что лучше выбирать фанеру влагостойкую толщиною 10-12 мм (она прочнее и выдержит нагрузки). Хотя о влагостойкости можно и забыть, так как такой вид не всегда может оказаться под рукой. Итак, если боковины готовы, устанавливаем их по месту и подпираем рейками или арматурой (трубой, уголком). Посмотрите на фото, расположенное ниже, верхний правый рисунок показывает именно фанерную опалубку.

Теперь боковины соединяются досками, которые будут формировать ступени крыльца. Если верхняя площадка имеет большую площадь, то у края фасада дома и посередине площадки надо обязательно установить две скрепляющие боковины доски. Они не дадут боковым элементам разойтись в стороны под давлением бетонного раствора. Кстати, фанерный вариант надежнее в плане полностью закрытой плоскости, через которую раствор не будет вытекать. Но все равно внутренние поверхности опалубки придется обработать техническим маслом.

Опалубка полукруглого крыльца

С опалубкой полукруглого крыльцо все немного сложнее. Основная сложность – это сформировать полукруглые поверхности, поэтому именно для них придется использовать листовой прочный материал, который можно будет согнуть по криволинейной линии, образующий края ступеней и верхней площадки. К примеру, это может быть листовое железо толщиною 1 мм или все та же фанера толщиною 4 или 6,5 мм.

С фанерой есть сложности, чтобы довести ее до кривизны, необходимо смочить подготовленную по ширине полосу (она должна быть равна размеру проступи) и в таком мокром состоянии согнуть точно по форме полукруга, используя шаблон. После высыхания фанера уже не разогнется. Данный процесс займет время, да и по проведению его есть много сложных моментов. Поэтому рекомендуется использовать листовое железо, лучше оцинкованное.

Что касается установки конструкции, то можно для этого дела использовать облегченную технологию. То есть, устанавливается первый ярус, затем второй и так далее. Каждый ярус заливается отдельно. У многих может возникнуть вопрос, а как скрепляются между собой залитые бетонным раствором ярусы крыльца. Все дело в том, что сделать крыльцо из бетона – это, значит, сделать прочную конструкцию. И здесь без армирования не обойтись. Поэтому совет: сделать объемный армокаркас на все крыльцо или сделать его по частям на каждый ярус. Эти части соединяются между собой по мере сооружения крыльца, соединение производится электросваркой или при помощи вязальной проволоки.

Опалубка для крыльца из бетона – выполняем работы своими руками

Крыльцо из монолитного бетона – популярный вариант обустройства входа. Такая основа не гниет, не подвергается коррозии, отличается прочностью и продолжительным эксплуатационным периодом, возможностью отделки различными стройматериалами. Залить его легко, если правильно подготовлена опалубка для крыльца из бетона. Каким образом и из каких материалов ее делают, зависит от параметров и форм ступенек.

Материалы для изготовления опалубки для крыльца

Если не понимаете, как сделать опалубку для лестницы крыльца, проконсультируйтесь у специалистов, что для этого необходимо. Однозначно, конструкция будет съемной, а вот какие материалы для этого потребуются, разберемся вместе.

Доски

Толщина пиломатериала должна составлять два – три сантиметра. Будет лучше, если своей шириной доски будут не ниже высоты ступеньки. Оптимальный вариант – не менее пятнадцати сантиметров.

Фанера

Такой материал опалубки для крыльца из бетона, подготовленной своими руками, считается простым вариантом, хотя в монтаже могут возникнуть определенные сложности. Фанерные листы должны быть влагостойкими, толщина каждого – не менее десяти – двенадцати миллиметров. Кстати, если материала, устойчивого к воздействию влаги не найдется, можно воспользоваться обычной многослойной фанерой.

Вариант из фанерного материала считается более надежным в отношении полностью закрытых плоскостей, растворная масса через которые протекать не будет. Только внутренние поверхности фанеры следует обработать, используя техническое масло.

Другие материалы

Для заливки крыльца с полукруглыми ступенями под опалубку используют листовые прочные материалы, имеющие возможность сгибаться по криволинейным направлениям. Это могут быть стальные листы толщиной в 1 мм, тонкая фанера, прочный пластиковый материал.

Фанеру используют редко, потому что ее приходится смачивать, чтобы выгнуть в нужное положение. Процесс отнимает массу времени, так что чаще всего применяют листы оцинкованного металла.

Устанавливаем опалубку

Продолжаем разбираться, как подготовить опалубку для крыльца со ступенями своими руками. Когда нет достаточного опыта в подобных работах, возможно допущение ряда ошибок. Чтобы избежать этого, начинаем готовить все, что понадобится для обустройств опалубки для крыльца со ступеньками.

Читайте также:  Граб обыкновенный в качестве живой изгороди

Основным стройматериалом для бетонирования основания, считается раствор М200. Его приобретают в готовом состоянии или замешивают самостоятельно из определенных компонентов:

  • цементного материала М500;
  • песка речного;
  • щебеночного камня средних фракций;
  • чистой воды.

Кроме того, придется приобрести:

  • арматурные прутья диаметром 0.8 – 1 см, которые понадобятся для каркаса;
  • проволока для фиксации арматуры;
  • заготовки из древесины, необходимые для сборки опалубочной рамы;
  • доски или фанерные листы, которыми выполняется обшивка опалубки;
  • гвозди или саморезы;
  • отходы строительных материалов для наполнения объема – кирпичный бой, камни;
  • рубероидный или полиэтиленовый материал для устройства гидроизоляционного слоя.

Набор инструментов минимален. Как правило, он имеется практически в каждом доме:

  • болгарка с кругом для резки металла;
  • ножовка по дереву;
  • уровень;
  • лопаты совковые и штыковые; рулетка;
  • молоток;
  • мастерок.

Определившись с количеством необходимых материалов и приготовив инструменты, можно перейти к выполнению работ.

Сначала проводим подготовительные работы:

  • выполняем демонтаж старой площадки;
  • очищаем место от мусора;
  • замеряем расстояние от нижнего края дверной коробки до поверхности земли;
  • рассчитываем промежутки между ступеньками;
  • уточняем размер входа, учитывая параметры проемного участка для двери по ее ширине.

Прежде, как выставить опалубку для крыльца, выполняют расчетные операции бетонного основания, ссылаясь на определенные рекомендации:

  • ширина площадки выполняется на двадцать – тридцать сантиметров шире по отношению к дверной конструкции;
  • интервал от начала основы крыльца до дверного порога должен быть в пределах одного – полутора метров.

Решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, следует:

  • определить, как будет выглядеть крыльцо;
  • подобрать вариант лестницы для входа.

Конструктивно все может исполняться разными вариантами, предусматривающими:

  • перила для облегчения подъема;
  • остекление в частичном или полном исполнении;
  • открытые с каждой стороны доступы;
  • декорирование коваными элементами.

Возможно устройство крыльца без перильных ограждений или с установкой запирающейся решетки.

По конфигурации входная лестница может иметь различные формы:

Выбрав размеры и определившись с конструкцией, перед началом работ необходимо определиться с потребностью в материалах.

Начинаем сооружать фундамент под будущее крыльцо, для чего:

  • размечаем контур конструкции;
  • готовим траншею глубиной 0.4 – 0.5 м;
  • приямок заполняем подушкой из песка и щебня, тщательно трамбуем каждый слой;
  • укладываем полиэтилен для гидроизоляции.
  • в приямок заливается бетонная смесь;
  • в стене дома устраиваются каналы под арматурные стержни;
  • расстояние между прутьями должно быть не менее десяти сантиметров;
  • забиваются вертикальные прутья, чтобы часть их возвышалась над поверхностью сантиметров на двадцать;
  • готовится раствор из песка, цемента и гравия из расчета 3 к 1 к 3;
  • смесь выливается в приямок и трамбуется;
  • спланированное основание не должно подвергаться воздействиям механического характера до окончательного высыхания.

Приступаем к сборке опалубочной конструкции. Чтобы подготовить каркас, потребуются доски, листы фанеры и металла. Работа подразумевает следующие действия:

  • заготовки опалубки нарезаются по размерам;
  • на щитах наносится разметка ступенек лестницы, по которой выполняется прирезка;
  • чтобы увеличить жесткость, боковые щиты фиксируются перемычками;
  • опалубка выставляется и крепится к грунту прутками, чтобы не сместилась;
  • устраняются все зазоры и неплотности;
  • внутренняя поверхность опалубочных щитов обрабатывается мастичным составом, что позволит в последующем выполнить распалубку без особых проблем.

Продолжаем разбираться, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками.

Устройство армирующего каркаса повысит надежность бетонного монолита, продлив его эксплуатационный период. При изготовлении ступенек рекомендуется соблюдать определенную последовательность в действиях:

  • арматурные прутья нарезаются на куски, длина которых соответствует входной площадке;
  • связка металлических заготовок выполняется проволокой;
  • для уменьшения объема на место будущего крыльца закладывают строительный бой;
  • готовится бетонная смесь;

  • заливка выполняется постепенно, с нижнего уровня;
  • бетонный раствор трамбуется с помощью глубинного вибратора, чтобы устранить воздушные пузырьки;
  • поверхность разравнивается, проверяется уровнем на отсутствие уклонов;
  • опалубочная конструкция должна быть неподвижной на протяжении полутора – двух недель;
  • периодически поверхность бетона необходимо увлажнять, укрывать полиэтиленом;
  • распалубка проводится после того, как бетон окончательно наберет прочность.

Данной операцией черновые работы завершаются, можно начинать чистовую отделку.

Нюансы выполнения работ

Для приготовления бетонной смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Кроме того, понадобится вибратор, чтобы уплотнять раствор.

При выставлении опалубки для заливки крыльца следует соблюдать следующие советы:

  • глубина заливаемого бетоном основания должна быть равной уровню размещения фундаментной подошвы;
  • лестницы должны удачно восприниматься с общим экстерьером объекта, надежно крепиться к стенам;

  • каркас из арматурных прутьев должен отличаться прочностью, охватывать полную площадь бетонирования, располагаться на определенном расстоянии от поверхности;
  • марка бетонного раствора должна в полной мере обеспечивать требуемую прочность конструкции в условиях предстоящей эксплуатации.

Рекомендуемые формы лестниц

В большинстве случаев в загородных домах устанавливают маршевые лестничные конструкции, но порой более удачным вариантом оказываются модели винтовые.

Быстрей всего выполняется монтаж монолитной конструкции, состоящей из нескольких ступенек. Формы лестницы зависят от высоты крыльца и архитектурных особенностей проекта. Винтовые бетонные лестницы отличаются определенными особенностями, по которым одна сторона ступеней направляется к центру оси. Есть варианты, когда у такой линии ступеньки сходятся. Особенности геометрии таковы, что в изготовлении шаблонная опалубка не используется. Для каждой ступени опалубочный элемент готовится отдельно, по соответствующим размерам и формам.

Под устройство боковых панелей применяют листы ламинированной фанеры, толщина которых не менее двух сантиметров. Донная часть закрепляется с помощью прочного основания из металлического материала.

Сложности способны представлять опалубочные конструкции под винтовые лестничные марши. Сооружения многомаршевые облегчают проведение работ тем, что каждая ступенька изготавливается по одному параметру. В данной опалубке имеются вертикальные стенки, которые нужны для заливки подступенков.

При строительстве многомаршевой конструкции потребуется применять промежуточные короба, с использованием которых заливаются поворотные участки.

Под заливку одномаршевой конструкции придется подготовить нужное количество опалубочных ячеек под каждую ступеньку.

Устраивая опалубку под бетонную лестничную конструкцию следует создать качественные упоры у основания, которые будут расположены с интервалом в пятьдесят сантиметров. Так исключится вероятность зависания опалубочной ячейки на последнем уровне.

Заключение

Еще раз следует напомнить о важности ответственности в соблюдении технологических особенностей в процессе подготовительных и монтажных мероприятий. Придерживаясь рекомендательных советов, все работы можно выполняются собственными силами. Это даст возможность экономить финансовые средства и освоить нюансы выполнения всех мероприятий. Важный фактор успеха – использование качественных материалов, грамотное проведение расчетов, соблюдение всех рабочих этапов.

При решении задач по обустройству крыльца необходимо предусмотреть варианты его оформления отделочными материалами.

Опалубка для крыльца из бетона: все способы изготовления

Монолитное бетонное крыльцо – самая популярная конструкция для устройства входной группы. Такое основание не подвержено коррозии и гниению, оно очень прочное, долговечное и может отделываться самыми разными материалами. Да и сделать его несложно: главное, чтобы опалубка для крыльца своими руками была смонтирована правильно.

Как и из чего она делается, зависит от формы ступеней. Рассмотрим несколько самых доступных способов.

Что такое опалубка

Что такое опалубка для ступеней крыльца легко представить тем, кто хоть раз сам заливал ленточный или столбчатый фундамент. Это съемный сборный короб, только более сложной формы, чем для фундамента, в который заливается бетонная смесь. Нужен он для того, чтобы жидкий бетон не растекался, а принял нужную форму.

Для изготовления опалубки используют самые разные материалы:

  • Обрезные или даже необрезные доски;
  • Фанеру;
  • ОСП или другие листовые плиты;
  • Металлические листы;
  • Пластиковые панели и т.д.

Жесткие материалы применяются для устройства опалубки для лестниц простой прямоугольной или многоугольной формы. А вот если вам нужна опалубка для круглого крыльца, придется поискать что-то прочное, но гибкое – металл, пластик, тонкую фанеру, вымоченную в воде.

  1. Но это будет только формообразующая часть конструкции. Также потребуются поддерживающие элементы в виде кольев, брусков и распорок, и крепеж.
  2. Если делать опалубку из нового материала, она значительно повлияет на стоимость крыльца. Поэтому в таких случаях часто используют строительные отходы или бросовые материалы, уже бывшие в употреблении.

Совет. Если вам предстоит большой объем работ с устройством нескольких лестниц, есть смысл купить готовую модульную опалубку многоразового использования. Цена может оказаться довольно высокой, но её можно отбить, сдавая модули в аренду другим застройщикам.

Способы изготовления

Теперь посмотрим, как сделать опалубку для ступеней крыльца из разных материалов. Но для начала нужен проект будущей конструкции с точными размерами.

Они определяются, исходя из высоты крыльца, равной расстоянию от уровня земли до входной двери, и рекомендуемых параметров ступеней:

  1. Ширина ступени – 26-30 см;
  2. Высота подступенка – 15-20 см.

Далее готовится площадка для крыльца: под неё роется котлован, на дно которого высыпается и утрамбовывается щебень и песок. Подробнее об этом рассказано в статье о строительстве бетонного крыльца.

Совет. Если над крыльцом планируется сделать навес, опорные столбы для него желательно установить на этом этапе.

Из досок

Доски можно брать любые, лучше обрезные, толщиной не менее 20-30 мм. Они должны выдержать давление бетонной смеси. Как сделать опалубку для ступенек крыльца, зависит от его формы.

Например, если у вас уже есть боковые стенки, останется только закрепить между ними доски, образующие подступенки, обрезав их по ширине и зафиксировав в заданном положении с помощью брусков.

Если таких стенок нет или вы хотите сделать крыльцо со спуском в любую сторону, задача будет сложнее. Рассмотрим два распространенных варианта.

Прямое одномаршевое крыльцо:

ИзображениеОписание
Для его заливки сначала нужно собрать два боковых щита ступенчатой формы. Проще всего сначала сколотить прямоугольный щит, а затем перенести на него «выкройку» ступеней и отрезать лишнее. Но можно взять доски, ширина которых соответствует высоте ступеней, и сразу делать ступенчатый щит, у которого каждая следующая доска короче предыдущей на ширину ступени.

Между собой доски скрепляются поперечными брусками, прикрученными саморезами. Поперечины располагают с внешней стороны щита. На внешнюю же сторону должны выходить и концы саморезов или гвоздей, если они проходят насквозь.

Готовые боковины устанавливаются на место и фиксируются с помощью распорок, которые не дадут им сдвинуться под давлением бетона. Помимо распорок можно вбить в грунт впритык к щитам металлические уголки или куски арматуры.

Между собой боковины скрепляются досками шириной, равной высоте подступенка. Они ставятся на ребро и прибиваются к вертикальным срезам боковин.

Если есть риск выгибания этих досок массой раствора, их тоже скрепляют между собой брусом, уложенным посередине лестницы от нижней доски опалубки до верхней.

Изнутри готовая конструкция промазывается отработанным машинным маслом, чтобы бетон не прилип к дереву, а опалубка после его высыхания легко демонтировалась, не повредив монолит.

Совет. Если между досками боковых щитов есть щели, лучше оббить их внутреннюю поверхность пленкой или рубероидом. Эти материалы не только предотвратят прилипание, но и не позволят раствору вытекать через щели.

И ещё один вариант крыльца – со ступеньками по периметру. Несмотря на более сложную конструкцию, опалубку для него сделать проще.

  • Доски сбиваются в короб, образующий нижнюю ступень;
  • Короб устанавливается в котлован или на подготовленную площадку и фиксируется распорками;
  • В него до краев заливается раствор и выравнивается по уровню;
  • После подсыхания смеси на сформированную площадку устанавливается короб для второго яруса ступеней, который меньше первого со всех сторон на ширину ступени;
  • Точно так же формируются и остальные ряды ступеней.

Опалубка под крыльцо может быть собрана и установлена и сразу, как показано на следующем фото, чтобы произвести заливку за один прием. В любом случае ярусы скрепляются между собой, а монолитной конструкцию делает арматура, которая должна выходить из одного ряда в другой.


Из листовых материалов

Чаще всего, решая, как сделать опалубку для крыльца со ступеньками, выбирают влагостойкую фанеру толщиной 10-12 мм. Она ровная, гладкая, достаточно прочная для такой нагрузки. А низкая способность впитывать воду позволяет бетону сохнуть равномерно во всей массе.

  • Из листовых материалов удобнее своими руками вырезать боковины для крыльца. Главное – точно произвести разметку, перенося проектные размеры на шаблон.
  • Способы изготовления те же, что и в примере с досками. Но из фанеры толщиной 4-6 мм можно изготовить и опалубку для фигурных ступеней. Для этого её замачивают в воде, затем выгибают и высушивают на шаблоне.
  • Этот процесс трудоемкий и занимает много времени. Поэтому для заливки сложных форм лучше использовать листовое оцинкованное железо толщиной 1 мм или обычные пластиковые панели.

  • Листовые материалы позволяют создавать хорошо закрытые плоскости без щелей, через которые может вытекать раствор. Крыльцо, залитое в такую опалубку, получается ровным и гладким, что важно, если дальнейшая отделка не предусмотрена.

Заключение

Если вы намерены самостоятельно построить надежное бетонное крыльцо к дому, ознакомьтесь с видео в этой статье. В нем подробно показан весь процесс. В том числе и то, как сделать опалубку для лестницы крыльца.

Опалубка под ступеньки для лестницы крыльца

Работая над сооружением опалубки для крыльца, прежде всего, необходимо выбрать один из существующих видов лестничных конструкций. Чаще всего это лестница, ступеньки которой сделаны из бетона. Создавая крыльцо своего дома самостоятельно, прежде всего, необходимо позаботиться о сооружении качественной опалубки для заливки будущих ступеней. Сделать ее можно из прочной древесины или других материалов, которые обеспечат получение выбранной формы конструкции.

Разнообразие материалов для создания опалубки лестничных конструкций

Особенность монолитной лестницы заключается в том, что она отличается особенной прочностью и надежностью благодаря отсутствию стыков и швов. Получить конструкцию, форма которой соответствует предпочтениям владельца дома и конструктивным особенностям жилья, можно соорудив опалубку для ее заливки своими руками. Среди множества вариантов бетонные лестницы чаще всего делают винтовыми или маршевыми.

Деревянная опалубка для крыльца

Опорой любого сооружения являются мощные балки, несущие на себе всю тяжесть конструкции. Форма ее зависит только от пожеланий застройщика, а качество зависит от соблюдения правил проведения работ и выбора материала:

  1. Опалубку можно сделать из довольно легкого, но достаточно прочного дерева. Важно чтобы толщина доски была не менее четырех сантиметров, а выбирая бруски, заботятся о том, чтобы их сечение было не меньше чем 10×10 см. Они должны быть даже прочнее чем для фундамента.
  2. Конструкции сложной формы создают с использованием ламинированной фанеры березового шпона. Толщина каждого листа составляет 21 мм. Отдельное внимание стоит уделить радиусным стенкам. В процессе заливки раствор может их просто выдавить, и чтобы избежать этого, достаточно обеспечить наличие качественных ребер жесткости.
  3. Качественную опалубку можно собрать, используя листы металла или пластика. Важно обеспечить им надежные подпорки, чтобы своей тяжестью бетон не выдавил их, нарушив форму и размер всей конструкции.
  4. Для усиления отдельных элементов таких ребер может быть недостаточно. В таких случаях используют металлический уголок. Это касается в первую очередь донной части, которую именно поперечные ребра жесткости смогут защитить от выдавливания тяжелым бетоном.
  5. Крепеж осуществляется с помощью саморезов, длина которых превышает толщину листа не меньше чем на 4 сантиметра. Такую конструкцию проще демонтировать после застывания бетона.
  6. Особую прочность конструкции придает металлический каркас, собранный из арматурных прутков.

Арматуру нельзя укладывать на дно конструкции перед тем, как приступить непосредственно к заливке смеси из цемента, щебня и песка. Пруты должны монтироваться одновременно с формой самой опалубки.

Возможные формы лестничных конструкций

Сооружая опалубку для крыльца из бетона, необходимо заранее позаботиться о выборе формы всей конструкции. Чаще всего владельцы загородных домов предпочитают маршевые лестницы, но иногда наиболее удачным вариантом будет возведение именно винтовой модели.

Проще всего осуществить монтаж монолитного сооружения, имеющего несколько ступеней. Хотя для собственного дома хозяева все чаще хотят сделать из бетона сооружение с многочисленными ступенями. Это или винтовая лестница, или модель с косоурами, которая прекрасно смотрится.

Форма лестничной конструкции зависит высоты самого крыльца и архитектурного решения, выбранного при разработке проекта дома:

  1. Винтовая лестница из бетона имеет ряд особенностей, в соответствии с которыми, одна сторона ступеней направлена к центру осевой линии. В некоторых вариантах ступени могут даже сходиться у этой линии. Из-за особенностей геометрии сделать такие ступеньки по шаблону не получится. Поэтому для каждой из них нужные элементы опалубки вырезают отдельно в соответствии с размерами и формой. Для боковых панелей используют гнутую ламинированную фанеру толщиной не менее 21 миллиметра. Донную часть укрепляют путем создания прочного металлического основания. Особую сложность может представлять сооружение опалубки для винтовых маршей.
  2. Многомаршевые лестницы упрощают выполнение работ благодаря тому, что все ступеньки имеют одинаковый размер. Такая палуба имеет в своем оснащении вертикальные стенки, предназначенные для сооружения из бетона подступенков. Если предстоит работа по возведению многомаршевой лестницы, то понадобятся еще и промежуточные короба. Они необходимы для заливки поворотных площадок.
  3. Для строительства одномаршевой лестницы из бетона понадобится сделать необходимое количество ячеек, предназначенных для заливки каждой ступеньки.

Сооружая опалубку для лестницы из бетона, необходимо обеспечить надежные упоры в основание, расположенные на расстоянии не более 50 сантиметров друг от друга. Это не позволит самой опалубке просто повиснуть на заключительной верхней площадке.

Сборка опалубочной конструкции

Начинаются работы по сборке опалубочных коробов и ячеек со снятия точных размеров ступеней, подступенков и маршевых пролетов. После разметки приступают к вырезанию заготовок для ячеек ступеней и основательной покраске составляющих из древесины. Это необходимо для того, чтобы в процессе заливки и во время застывания раствора дерево не впитывало в себя большое количество влаги из бетона.

Установка опалубки бетонного крыльца

Можно начинать рыть котлован под будущее крыльцо, на дне которого требуется тщательным образом утрамбовать грунт. После этого необходимо обустроить подушку из щебня высотой не менее 10 сантиметров. Теперь можно приступать к сооружению непосредственно опалубки первой площадки.

При строительстве лестницы для крыльца из бетона для того, чтобы собрать надежную качественную опалубку, необходимо позаботиться о наличии упоров, обеспечивающих крепление каждой ячейки для будущей ступеньки. Сделать правильную опалубку можно, учитывая требования, в соответствии с которыми высота ступеней не должна превышать 17 сантиметров, глубина составляет 30 сантиметров, а ширина самой лестницы должна быть не менее 80 сантиметров.

По всей площади огражденной опалубкой на подставные колышки укладываются арматурные пруты, связанные отожженной проволокой в сетку. Между сеткой и подушкой образуется пространство, которое будет заполнено бетоном. Это будет первый ряд арматуры. На вертикальных опорах крепятся последующие ряды армировочной сетки, повторяющие в точности форму каждой ступеньки. Важным моментом является обустройство перечных упоров, предотвращающих выдавливание опалубки бетоном.

Сделать опалубку для лестницы любой формы нужно в точном соответствии с указанными в проекте размерами. Стенки опалубки необходимо надежно соединить брусками расположенными поперек конструкции. Они впоследствии станут опорой, необходимой для установки вертикальных щитов. Собранный короб опалубочной коробки должен быть закреплен на вертикальных опорах, хорошо закрепленных в грунте. Посмотрите видео, как собрать опалубку и залить бетонное крыльцо своими руками.

Обеспечив наличие вертикальных и поперечных крепежей, защищающих опалубку от деформации под давлением бетонной смеси, можно приступать к заливке. Сделать это нужно в один этап, постоянно трамбуя поверхность. Лучше использовать вибротрамбовку для удаления пузырьков воздуха, которые присутствуют в растворе.

Учитывая, что в ходе дальнейшей эксплуатации возможно не только намокание, но и обледенение ступеней, угол уклона верхней площадки по отношению к нижней не превышает 250. Любая лестничная конструкция, сделанная из бетона, требует облицовки. Материалом для выполнения этих работ служит керамогранит или декоративный щебень, который уже в ходе работ может быть уложен на поверхность ступеней так, чтобы каждый фрагмент слегка утопал в бетоне.

Делаем опалубку для заливки крыльца со ступеньками

Цельное крыльцо из бетона — прочная, долговечная конструкция для обустройства входной группы. Подобное основание не боится коррозии и гниения.

Бетон позволяет применять много способов отделки с использованием разнообразных облицовочных материалов.

Подобное крыльцо — достаточно легкое в изготовлении. Главное, чтобы монтаж опалубки лестницы был выполнен грамотно и надежно. Потребуется собрать по размерам и конфигурации будущего крыльца съемный короб. Он необходим, чтобы бетон не растекся, а принял нужную форму.

Размеры крыльца

Начальный этап возведения — подготовка проекта. Его составляют с учетом размеров крыльца, числа ступенек, видов декоративной отделки.

Оптимальные габариты конструкции:

  • Общая высота — на 3–5 мм ниже дверного порога;
  • Общая ширина — около метра;
  • Ширина ступеней 25–30 см;
  • Минимальная ширина 80–100 см;
  • Высота каждой ступеньки — от 12 до 20 см;
  • Угол наклона лестницы — 35–45 градусов.

По указанным нормам составляют чертеж будущего крыльца. Затем приступают к монтажу опалубки.

Количество ступенек

Связано с высотой фундамента дома. Расчет выполняют по формуле: H/L = S, где H — высота крыльца, L — высота ступени, S — общее число ступеней.

Этот показатель в одном марше всегда должен быть нечетным. Крыльцо с тремя и более ступеньками вместе с площадкой оснащается перилами.

Из какого материала делать опалубку

Основная функция опалубки — придание бетонному крыльцу необходимой формы. Короб можно собрать из деревянных досок, фанерных листов, металлопроката.

Деревянные щитки опалубки реально изготовить самостоятельно. Толщина доски должна быть не меньше 40 мм, а бруски — с минимальным сечением 100×100 мм. Минус опалубки из дерева — нельзя сделать круглые ступени.

Фанера стоит еще дешевле, чем деревянные доски. Она легко поддается обработке и формированию, но более хрупкая. Из фанеры можно выполнить криволинейную опалубку.

Металлическую конструкцию создают из оцинковки, стали и алюминия. Из металлических элементов монтируется опалубка круглых, полукруглых ступеней и крыльца необычной формы. Минусы — большая цена и сложная обработка.

Крепеж производят саморезами длиной на 40 мм больше толщины листа. Такую опалубку легче снять после схватывания бетона.

Инструменты

Перед работой необходимо собрать следующий комплект инструментов:

  • Молоток;
  • Шуруповерт;
  • Уровень;
  • Рулетка;
  • Штыковая и совковая лопаты;
  • Болгарка и ножовка по дереву;
  • Шпатель.

Смешивание бетона лучше производить не вручную, а использовать бетономешалку.

Установка опалубки

Если имеется старое крыльцо, то его нужно демонтировать и очистить место для нового.

Последующая работа производится поэтапно:

  • Производим разметку и вырываем котлован глубиной 0,45–0,6 м по периметру будущего строения. С размерами на 20–30 мм больше всей площадки;
  • Насыпаем 200 мм щебня и тщательно утрамбовываем, следом идет 100 мм слой песка;
  • Укладываем слой гидроизоляции;
  • Монтируем каркас из арматуры.

Если создается прямое одномаршевое крыльцо. Для этого вначале собирают два боковых щитка в виде ступеней. Их можно сделать двумя способами: сбить щит-прямоугольник, разметить под ступеньки и отпилить лишнее. Либо взять доски шириной, соответствующей высоте ступенек, и сразу собрать ступенчатый щит.

Доски соединяют между собой на внешней части щитка поперечными брусьями с помощью саморезов. Собранные боковые заготовки ставят на место и крепят с помощью подпорок, не позволяющих им смещаться под давлением бетонного раствора.

Дополнительно можно забить в грунт впритык к щиткам уголки из металла либо арматурные прутки. Между собой боковые части соединяют досками шириной, равной высоте ступеньки. Их ставят на ребро, и, если есть необходимость, фиксируют брусом, расположенным посередине марша.

Можно построить крыльцо со ступеньками, опоясывающими его по периметру.

Как возвести опалубку под такой вариант:

  • Собираем короб, формирующий первую ступеньку;
  • Опалубку устанавливаем на место и крепим распорками;
  • В нее до краев заливаем бетон и выравниваем по уровню;
  • После частичного схватывания раствора сверху монтируем короб следующего ряда, меньший по размерам на ширину ступени. Таким же методом делают и последующие ступени;
  • Короб можно смонтировать полностью, чтобы залить бетон одномоментно.

Арматурный каркас

Металлокаркас из арматуры нужен, чтобы придать прочность и монолитность сооружению. Арматурный каркас собирается вместе с формированием короба, а не устанавливается на дно после сборки опалубки перед непосредственной заливкой бетонного раствора.

Сборка металлического каркаса ступенек и завершающей площади осуществляют с помощью арматурных прутьев сечением 12 мм и вязальной проволоки.

По периметру, огражденному опалубочной конструкцией, на специальных подставках монтируется первый ряд каркаса в виде сетки с вертикальными прутками. Их скрепляют между собой с помощью проволоки. На вертикальных стойках фиксируют следующие ярусы арматурной сетки, точно повторяющей форму каждой ступени.

Монтируя каркас необходимо учитывать, что арматура не должна доходить до верхнего края крыльца и ступенек на 50–70 мм. В результате внутри короба получается металлокаркас, поверх него проводят заливку раствора бетона.

Заливка бетона

Бетонирование крыльца лучше производить раствором марки B15 (М200). При замешивании используют: цемент М400, сухой просеянный песок, щебень с фракциями 10-20 мм и воду в соотношении 1:2:4:1. Также добавляют пластифицирующий состав C-3.

Приготавливают раствор в таком порядке — вода, щебень, песок, цемент.

Заливать начинают с первого ряда ступенек с тщательной трамбовкой куском трубы или арматурой.

После, производят заливку второго ряда. Заполнив все сооружение, укрывают его пленкой и оставляют сохнуть.

Снятие опалубки производят примерно через неделю дней после завершения работ. Бетон набирает полную прочность только спустя 28 суток.

Любая крылечное бетонное сооружение нуждается в облицовке. Материалом для проведения таких работ обычно является керамическая плитка, искусственный камень либо декоративная щебенка, слегка утапливаемая в бетоне на завершающей стадии работ.

Как правильно сделать опалубку для ступенек

Как сделать опалубку для ступенек, чтобы бетон прослужил долго? Крыльцо имеет важное значение не только для оформления фасада дома, но и для защиты жилища от непогоды и лишнего шума. Бетонное крыльцо можно сделать самостоятельно. Главное при этом — знать, как сделать опалубку для ступенек, чтобы крыльцо получилось аккуратным и удобным.

Опалубка: принципы ее обустройства

Для крыльца из бетона необходимо обязательно соорудить опалубку. Это конструкция коробчатого типа, которую нужно сделать достаточно устойчивой, чтобы опалубка не сломалась под весом заливаемого бетона. Поэтому понадобятся доски толщиной как минимум 20 мм. Оптимальная ширина досок для опалубки — 20 см. Нижняя часть опалубки вкапывается в грунт, поэтому ей необходима высота на 0,3 м больше планируемой высоты крыльца.

Боковые щитки будущей опалубки, предполагаемое расположение подступенек и проступей намечаются заранее. Их каркас сооружается из досок требуемой ширины. Чтобы придать прочность возведенной опалубке, все составляющие ее элементы необходимо соединить друг с другом. Зафиксировать соединение нужно распорками.

По бокам опалубка укрепляется дополнительно при помощи ребер жесткости. При необходимости выполняется также армирование конструкции. Для обвязки опалубки арматуру размещают через каждые 20 см (соответственно эскизу). Между опалубкой и ребрами жесткости необходимо установить распорки. Готовую конструкцию нужно засыпать грунтом (толщина слоя — 10 см), который необходимо тщательно утрамбовать.

Составление проекта

Возведение даже небольшого крыльца из нескольких ступенек необходимо начинать с составления проекта. При этом нужно учесть основные габариты будущего крыльца, количество ступенек, варианты оформления входа в дом. Это поможет заготовить необходимые материалы, из которых впоследствии будет возведено крыльцо.

Чтобы ступени бетонного крыльца получились ровными, аккуратными и удобными, нужно руководствоваться правилами и нормами строительства подобных сооружений. Оптимальные размеры бетонного крыльца следующие:

  • общая высота крыльца должна быть на 0,5 см меньше расстояния от верхнего края грунта до нижнего края порога входной двери дома;
  • оптимальная ширина ступеней крыльца составляет 25-30 см;
  • минимальная ширина крыльца должна быть 80-100 см;
  • нужная ширина ступеней крыльца — 25 см;
  • высота каждой ступени — от 12 до 20 см.

Руководствуясь вышеприведенными нормами и собственными пожеланиями, нужно составить масштабную схему будущего крыльца. После этого можно начинать строить опалубку под ступеньки.

Для работы понадобятся такие инструменты, как:

  • молоток;
  • шуруповерт;
  • пила или ножовка по дереву;
  • степлер;
  • рулетка.

Устройство опалубки лестницы.

Из материалов необходимо заготовить:

  • деревянные брусья;
  • доски;
  • крепеж (гвозди и шурупы);
  • скобы для степлера;
  • геомембрану или целлофановую пленку.

Предварительная разбивка

Сооружение опалубки начинается с разбивки. Центр вычислений в данном случае совпадает с серединой входной группы. Около входа обозначается площадка размером 280х120 см. Для этого в почву вбиваются колья, между которыми натягивается веревка или шнур.

С обозначенной площадки нужно удалить растения и снять плодородный слой почвы. По периметру намеченного участка удаляется еще 20 см грунта. Подготовленный участок нужно застелить слоем гидроизоляции из рубероида. Поверх него устанавливают опалубку.

Перед входной дверью необходимо сформировать площадку. Глубиной она должна быть не менее 1 м. Требуемая ширина площадки составляет ширину дверного проема, к которой нужно прибавить минимум 15 см.

Подготовка котлована

Работа начинается с обустройства для бетонного крыльца фундамента неглубокого заложения. Вполне достаточно, если котлован для него будет на 0,2-0,3 м глубже нижнего уровня промерзания грунта. Котлован должен быть глубиной не менее 0,5 м.

В полученный котлован необходимо засыпать подушку толщиной не более 10 см из заранее смоченного песка и гравия. После трамбовки подушку засыпают щебнем, оставляя 15 см до поверхности грунта.

Поверх щебня необходимо расстелить геомембрану для защиты от грунтовой влаги.

Щиты и каркас для опалубки

Опалубка собирается из фанеры или из более прочных досок. Сборка осуществляется по чертежам. Опалубка должна быть выше крыльца на 30 см.

Вначале нужно сколотить 2 щита размером 1,2х0,3 м. Затем сделать еще 1 щит размером 2,8х0,3 м. Щиты делают из строганой обрезной доски размером 40х100 мм. Сборка производится саморезами с использованием бруса, длина которого должна быть чуть больше, чем высота щита. К брусу крепятся заостренные наконечники, облегчающие его вхождение в почву. Чтобы бетонная поверхность крыльца получилась ровной, на щиты необходимо натянуть уплотненную пленку. Она крепится специальным степлером.

Готовые щиты, составляющие опалубку, нужно забить в грунт на необходимую высоту. Щиты подпираются расчалками из бруса, который упирается в почву. В углах конструкция крепится дополнительно.

Далее производится вязка арматурного каркаса. Для этого заранее готовятся решетки из арматурного прута, связанные по горизонтали. Нижняя решетка устанавливается над геомембраной на высоте 0,4-0,5 см.

Верхняя решетка устанавливается на аналогичной высоте от верхнего уровня начальной ступени. Для каждой ступени монтируется каркас из 2 подобных решеток. Их связывают вертикально установленной арматурой диаметром не менее 12 мм.

Для каждой ступени крыльца изготавливается подобная опалубка. При этом размеры щитов нужно уменьшить на 0,3 м в ширину и на 0,6 м в длину. Все элементы конструкции крепятся вышеописанным способом.

Видео об изготовлении опалубки для ступеней лестницы:

Для того чтобы восстановить разрушенное крыльцо в старом доме, необходимо удалить остатки старой конструкции. Площадку нужно тщательно вычистить. Теперь можно возводить новое крыльцо, предварительно выстроив опалубку.

Читайте также:  Устройство козырька над крыльцом
Ссылка на основную публикацию